Безработица в Португалии – особенности национального увольнения
В прошлом месяце профсоюзы Португалии играли мускулами. Дабы защитить преимущества (в том числе и 35-часовую рабочую неделю) государственного сектора, профсоюзы перекрыли пригородные поезда и метро Лиссабона. Правда, этот случай стал, наверное исключительным – большинство португальцев профсоюзам не посочувствовали. Так, владелец магазина одежды, расположенного напротив здания парламента говорит, что ситуация, когда у государственного сектора имеются преимущества, большинство из которых для сектора частного недоступны, просто несправедлива.
Сокращение не для всех
Премьер-министр Португалии, чье правительство сейчас как никогда близко к падению, как может пытается обуздать народное негодование. Получается у него плохо, ведь основной аргумент оппонентов – расширяющаяся пропасть между частными служащими и государственными, у большинства из которых имеется иммунитет к массовому сокращению рабочих мест. Сами же госслужащие говорят, что они не виноваты в том, что 5 лет назад начался кризис, что вследствие этого кризиса безработица подпрыгнула аж до 18%, ли что экономика сокращается. Говорить-то они могут, однако если верить одному из сотрудников Союза общественных рабочих, в стране начата и успешно продолжается кампания, целью которой является обвинение государственных служащих в ситуации, сложившейся в стране.
Избирательная безработица
Есть ли повод для негодования? Да, некоторые государственные служащие, в том числе судьи и политики, сумели избежать резкого падения уровня жизни и пенсий, что одновременно нанесло ущерб многим другим их соотечественникам. В результате интенсивность гнева нарастает. Если верить Педро Магалхесу, политическому исследователю из Университета Лиссабона, сегодня в стране нет ни одного члена правительства, который бы выступая публично не сталкивался с публичными же протестами. Так, в 2011 году чиновники заявили, что в период с 2012 по 2014 год будут ежегодно сокращать по 2% работников ежегодно - причем заявление это касалось именно частного сектора. Именно такой вывод напрашивается, глядя на статистику – из 700 тысяч безработных только 1,9% являются бывшими государственными служащими.
Увольнение по требованию
Меж тем в январе МВФ призвал португальского премьера к тому, чтобы урезать расходы на государственных работников – требование касалось и зарплат, и пенсий. Если учесть что более половины доходов Португалии за вычетом тех, которые направляются на обслуживание внешних долгов, идут именно на содержание госаппарата, такое требование кажется вполне логичным. И в докладе фонда об этом и говориться, что невозможно формировать целевую направленность расходов правительства, пока не будут изменены эти две области – погашение процентов по долгам и расходы на госслужащих. И Коельо пришлось отступить – его правительство начало рассматривать масштабное сокращение рабочих мест и заработной платы общественных работников. Все эти меры затронут в целом около 30 тысяч государственных служащих. Правда, в воплощении своих намерений премьеру придется столкнуться с большой проблемой – законодательство Португалии защищает большинство госработников от увольнений без применения дисциплинарных мер или не по взаимному согласию.