Политика, оценка банка и их последствия
Впервые с момента введения единой европейской валюты ЕЦБ решился на то, чтобы взвалить на себя ответственность надзора над банками. Начнут с Хельсинки и Лиссабона – уже в ноябре. Целью происходящего является в первую очередь восстановление доверия к банкам еврозоны, которые мало того, что пострадали от кризиса, так еще и устроили собственный кризис внутри сектора. Теперь ЕЦБ намерен заодно и помочь банкам возродить процесс кредитования предприятий и домохозяйств, особенно в наиболее пострадавшей Южной Европе.
Многие экономисты полагают, что Европе потребуется как минимум лет на 5 больше, чем Штатам, чтобы очистить банковские активы. Этим же объясняется слишком медленное и неуверенное восстановление экономики еврозоны. Пока, конечно, неясно чем закончатся упражнения ЕЦБ, которые подразумевают тщательный анализ активов, обязательств и кредитных портфелей 131 банка, а также их испытание на предмет способности противостоять экономическим потрясениям.
В чем причина?
Основная проблема – в «дизайне» этих проверок. Аналитики полагают, что новые проверки должны быть более требовательными и прозрачными чем те, которые проводились в 2010 и 2011 годах. Нерешенным остался и вопрос о том, остается ли бизнес-кредитование в странах Южной Европы более дефицитным и дорогим потому, что шаткое положение банков не позволяет им выдавать новые кредиты, или потому, что в застойных экономиках просто нет спроса на такие займы.Существует также обеспокоенность, что политика правительств может мешать предложениям ЕЦБ по реструктуризации долгов таких банков, а то и вовсе их свернуть. Правда, теперь чиновники из центрального банка уверяют, что будут противостоять политическому давлению, к которому национальные органы надзора были склонны в прошлом.
Каждый – за свое
Кризис еврозоны вызвал вспышку банковского национализма, когда правительства и регулирующие органы пытаются обуздать трансграничное воздействие. Доходило до абсурда – банковский надзор Германии запретил немецкому филиалу итальянского банка Unicredit перечислять денежные средства своей материнской компании. Теперь же один из авторов европейского банковского союза говорит, что настоящая волна банкротств начнется, когда ЕЦБ начнет реализовывать свои права на закрытие «немощных кредиторов». Естественно, правительства такие перспективы беспокоят, тем паче, что пока неизвестно как далеко готов пойти в своих новых полномочиях ЕЦБ.Оценка банка необязательна
Кстати, политическое давление уже привело к тому, что для одного из кредиторов – франко-бельгийского Dexia – было сделано исключение. Ему оказали помощь в размере 12 миллиардов евро – оказало государство, несмотря на то, что по новым правилам это было запрещено. Причем Dexia даже не подвергали проверке на предмет вероятности самостоятельного выхода из проблем. А ведь даже наиболее пострадавшая от кризиса Греция проводит для своих банков стресс-тесты с учетом новых планов реструктуризации.Кстати, рано или поздно на тему всех этих несоответствий может задуматься Германия, даром что на сегодня она самая крупная и надежная. Несмотря на реструктуризацию, некоторые из ее региональных банков получили государственную помощь, и это не мешает им по-прежнему быть вместилищем рискованных активов. Они очень чувствительны к политике, потому как подвластны региональным властям, также, как и местные сберегательные банки. И при этом играют важную роль в поддержание хрупких экономических секторов.