Такое неблагодарное занятие – экономический прогноз
Великобритания отчаянно нуждается в реформах, чтобы стимулировать бизнес и торговлю – а не просто увеличить потребление. Хотя сдвиги именно в отношении последнего фактора несколько облегчили жизнь небольших фирм. И как бы не хотелось британскому канцлеру заявить о чем-то грандиозном, свое последнее выступление он начал с констатации факта – план по финансово-хозяйственной работе у Британии есть, но работа по этому плану далеко не закончена.
Ничего непредвиденного
И все – никаких кроликов из шляпы. Вместо этого канцлер в своей речи все время пытался укрыться за теплыми лучами становящихся все более позитивных экономических новостей. Что, впрочем, тоже вполне объяснимо, особенно в свете того, как оппозиция продолжает настаивать, что никакого восстановления и вовсе нет – и не будет, пока правительство будет продолжать свою программу экономии. Теперь же им пришлось если и не признать свою неправоту, то хотя бы перестать излучать негатив. Есть у отсутствия каких-то конкретных и кардинальных изменений и очень положительный момент – оно означает, что будет обновленная информация о государственных финансах. И, может, будут новые экономические прогнозы. Зато не будет необходимости в альтернативном бюджете. В любом случае после того, как его три года публично поносили, канцлер имеет право на свой лучик славы. Впрочем, тем, кто считает, что данные канцлер привел недостаточно подробные, всегда могут обратиться в Управление по Бюджетной ответственности (Office for Budget Responsibility).
Экономический прогноз – вид спереди, вид сзади
В прежней жизни, до того как возглавить OBR, его председатель был журналистом. И об области экономического прогнозирования высказывался достаточно безжалостно, полагая подобные усилия комичными. Интересно, как он чувствует себя сейчас, став главным в Великобритании «прогнозистом» и, соответственно, подпадая под аналогичную критику в первых рядах? Тем более, что пока канцлер вовсю трубит о своем успехе и о том, что
британская экономика идет на поправку, OBR в своих прогнозах предлагает вернуться на год назад. Вообще среди британских экономистов ходит шутка, что делать прогнозы вообще достаточно сложно, особенно, когда речь идет о будущем. OBR была не единственной, кто почувствовал себя обманутым, когда в марте минувшего года экономика вдруг резко повернула в другую сторону, подтверждая ту самую поговорку. Создалось впечатление, что аналитики ориентируются не тем видом, который открывается впереди, а тем, что виден в зеркале заднего вида. Отсюда и предсказания благоденствия, когда экономика на грани краха - и наоборот.