Шелковый путь злодеев или Угроза для Bitcoin
Уголовные дела совсем не означают, что рассматриваются в таких делах сплошные убийства да разбои. По уголовную ответственность подпадают все те места (реальные или виртуальные), в которых можно приобрести незаконные вещи – наркотики, фальшивые документы, инструменты для взлома и пр. Однако почему же невзирая на отсутствие подобных злодеяний в сути дела, многие так заинтересованно наблюдают за начавшимся в начале этого месяца процессе в американском федеральном суде. Все просто – судить будут сайт с романтическим названием «Шелковый путь», а основная вина этого ресурса в том, что он позволял своим пользователям продавать и покупать виртуальную валюту Bitcoin, оставаясь при этом совершенно анонимными.
Судьба владельца Шелкового пути до окончания процесса остается неизвестной. Интересно другое – на данный момент этот процесс освещает две ключевые точки. Первая – пользователи таких валют не являются и не должны быть вне закона или (обратная сторона) недоступными для правительств. И вторая – регулирующие органы должны лучше реагировать на новые способы, которые люди используют как деньги и как метод осуществления платежей.
Большинство пользователей Bitcoin законопослушны и это нормально. Хотя нельзя отрицать и того, что анонимная валюты удобна и наркоторговцам, и мошенникам, и тем, кто уклоняется от налогов – в общем, всем, кто не в ладах с законом. Опять-таки законы, предназначенные для предотвращения терроризма, выявления отмывания денег и защиты потребителей трудно применить к децентрализованной сети, которая управляется не идентифицируемой компанией или частным лицом. Потому-то многие пользователи, в том числе и пользователи Шелкового пути полагали, что они вполне могут действовать свободно, не боясь неусыпного ока правительства.
Увы, они были неправы – федеральные и государственные власти проявляют все больший интерес к Bitcoin и прочим виртуальным валютам. Так, в Нью-Йорке банковские регуляторы вызвали в суд 22 «цифровые» компании и инвесторов, которые пользовались в своей деятельности виртуальными валютами и называли это бизнесом. Министерство финансов решило всерьез взяться за дело и опубликовало руководящие принципы для виртуальных валют, которые требуют не просто знать своего клиента, но и уведомлять «куда следует» о подозрительной деятельности.