Торговля между странами. Часть 1: путь к миру или тропа войны
Казалось бы, общеизвестный факт: международная торговля, как правило, увеличивает богатство торгующих народов. Но всегда ли это означает мир? Многие полагают, что да – но есть и иная точка зрения. В прошлом наивысшая точка глобализации, возможная на тот момент, закончилась разрушительной мировой войной. И боевым действиям совсем не помешало то, что до их начала воюющие стороны были крупнейшими торговыми партнерами.
Чем может обернуться торговля между странами
Один из аналитиков Нью-Йорк Таймс Томас Фридмен в своей «Теории предотвращения конфликтов» высказал утверждение, что никогда две страны, являющиеся частью глобальной цепи поставок, не воевали друг с другом. С таким мнением категорически не согласен экономический историк Джеймс Макдональдс, назвавший его упрощенным и неисторическим.
Фридман в своем суждении не оригинален – еще викторианские либералы вроде Кобдена или Милля выказывали аналогичные идеи. Причем Кобден зашел дальше всех, утверждая, что свободная торговля подвигает на улучшение отношений, она может отменить все разногласия по поводу расы, веры, языка.
Но на самом деле торговля между странами приводит к острой конкуренции за сырье. К тому же производство в некоторых странах обостряет чувство геостратегической уязвимости. И вместо того, чтобы принести вечный мир, как обещают некоторые теоретики, торговля между странами приводит к войне.
Когда есть лидер
Впрочем, конфликта можно избежать, если на торговлю будет распространяться влияние доброкачественного глобального гегемона. Как это было в викторианской Англии, чей Королевский флот почти столетие после падения Наполеона управлял морскими путями. Правда, как только превосходство доминирующей державы начинает вызывать сомнения, начинаются проблемы.
Когда желающих стать лидером много
На рубеже ХХ века экономике Великобритании пришлось уступить пальму первенства США и Германии. При кайзере Вильгельме немцы стали проявлять большую настойчивость, они жаждали природных ресурсов и престижа, которые могли предоставить только имперские владения. Одновременно немцы вполне справедливо опасались, что продолжение военно-морского доминирования Англии помешает их внешней торговли.
Первая мировая война преподала свой урок – экономические взаимосвязи создают национальную уязвимость. Возможным решением была названа экономическая самодостаточность. К ней обращались все военные стратегии – и в нацистской Германии, и в Японии в 30-е годы. Более того, ее поддержали даже такие метры от экономики как Джон Кейнс.
Самодостаточность как идеал государственности
Оттого среди военных целей Германии и Японии было желание установить самодостаточные экономические блоки. Правда, стремление Японии построить так называемую «Большую Азиатскую область взаимного процветания» угрожало Штатам сокращением поставок резины и олова.
И как только японские силы сконцентрировались в Индокитае, США не преминули сократить Стране восходящего солнца поставки нефти. В отместку Япония бомбардировала Перл-Харбор. Макдональдс прав – если из Второй мировой удалить налет варварства, без которого не обходится ни одна война, останется борьба за ресурсы в чистом виде.