Какую игру ведет премьер-министр Великобритании? Ч.1
Кто-то думает, что это невозможно, кто-то – что это неизбежно, а кому-то вообще без разницы. Выйдет ли Великобритания из Евросоюза или пересмотрит свое членство в нем? Дэвид Кэмерон обещает для своего народа право высказаться по этим двум вопросам спустя какое-то время после выборов, которые запланированы на 2015 год. И то, что британский премьер собирался сказать в конце недели в Амстердаме, должно было стать одной из наиболее значимых речей европейских политиков со времен брюггской речи Маргарет Тэтчер в 1988 году.
Независимый Альбион
В этом знаменитом спиче «железная леди» осудила планы ЕС по созданию евро на том основании, что это приведет к созданию европейского «супер-государства». Однако именно это безвозвратно разделило Консервативную партию, а спустя два года стало причиной свержения Тэтчер, которая находилась на пике своей карьеры. И с того момента как консерваторы сбросили своего наиболее авторитетного за весь послевоенный период лидера – не иначе как в порыве коллективного безумия – во всех действиях этой британской партии прослеживается отчетливое чувство вины. Это чувство приняло многие весьма неожиданные обличья, однако самым ярким стал подъем антиевропейской Партии независимости Великобритании. Если верить опросам, то ее в любой момент готовы поддержать 9% британцев, а этого вполне достаточно, чтобы угрожать консерваторам уменьшением количества мест в парламенте.
Премьер-министр Великобритании – на всех фронтах
В свое время Кэмэрон начинал политическую карьеру в качестве исследователя Консервативной партии. И было это в том самом месяце, когда прозвучала брюггская речь Тэтчер. Неудивительно, что нынешний премьер полон решимости во что бы то ни стало избежать судьбы «железной леди» и считает лучшим способом сделать это – остепенить противоречивые страсти своей партии вокруг «европейского» вопроса. Его новая политика призвана утихомирить евроскептиков и нейтрализовать тех, кто предлагает взять и немедленно покинуть ЕС. Заодно нужно успокоить и про-европейцев – с этим пока успешно справляется искренность его обещаний участвовать в конструктивных переговорах с правительствами других стран. Что же касается умеренных консерваторов, которым без разницы что будет с Европой – а таких наберется немало – то им стоит сосредоточиться на таких вопросах как
британская экономика и ее возрождение. Это однозначно займет их и до выборов в 2015 году, и до проведения референдума.
Неинтересное будущее
Опасность для Кэмэрона кроется в том, что пытаясь утихомирить все эти фракции, он может надавать обещаний, выполнить которые потом будет не в состоянии. Европейские политические элиты настаивают, что не может быть никаких переговоров, никакого нового контракта с Великобританией быть не может, впрочем, как невозможно представить, что она покинет европейское содружество. В самом Объединенном Королевстве, напротив, многие политические обозреватели говорят, что намеченный референдум непременно приведет Британию к выходу из ЕС. Впрочем, большинству избирателей, кажется, просто скучна эта проблема, они относятся к ней скептически искренне полагая, что британское членство в ЕС не так уж и важно, если учесть, что глобализация не оправдала возложенных на нее надежд, а Европа находится в долгосрочном упадке.