Перестанет ли существовать инфляция в мире?
Можно ли говорить о том, что больше никогда не будет такого явления как высокая инфляция? На фоне медленного роста, больших долгов и постоянного перераспределения давления вопрос о инфляции обретает новую актуальность. Да, массивные нововведения, которыми вовсю пользуются центральные банки, создали препятствия для инфляционных процессов. Однако и действия таких структур в конечном итоге зависят от макроэкономической среды, которая их окружает. Так что, инфляции больше не будет?
Высокая инфляция в мире как история
Еще 2 десятилетия назад средняя годовая инфляция в африканских странах составляла 40%, в латиноамериканских государствах – 230%, и самые высокие показатели демонстрировали страны восточноевропейские – 360%. И даже в государствах с развитой экономикой и стабильными рынками цены ежегодно в среднем увеличивались до 10%. Сегодня такие цифры кажутся очень далекими – настолько, что многие аналитики говорят о них только в рамках теоретического любопытства.И они неправы. Вне зависимости от того, насколько центральные банки захотят представить уровень инфляции простым технократическим решением, он не является социальным выбором. И подготовка к нынешним кое-где даже отрицательным инфляционным показателям «велась» последние два десятилетия. В самом негативном смысле.
Развитие экономики и рост цен – синхронизация
Нет, говорить о том, что «пациент скорее мертв», не приходится – особенно, если посмотреть на развивающиеся рынки. В минувшем году инфляция в таких государствах составила от 6% до 40%. Похоже, что Индия, Бразилия, Россия, Вьетнам и даже Венесуэла с ее рекордными инфляционными показателями пока что не дают глобальной экономике рухнуть в безудержную и затяжную стагнацию.Конечно, у так называемых развитых стран совсем иная ситуация – но и им не стоит сбрасывать со счетов вероятность излишне высокой инфляции. Как бы странно не звучало это на фоне совсем иных опасений – ведь кое-где рост цен стал однозначно отрицательным. Меж тем многие аналитики еще несколько лет назад не могли даже предположить, что развитые государства могут быть подвержены огромным финансовым кризисам. Странно, что они же сегодня всерьез рассуждают о невозможности для этих стран кризисов инфляционных.
Расплата за стабильность
Но где та разделяющая черта, которая четко разграничит рынки развитые и развивающиеся? Та же еврозона является собой более чем размытые границы. Просто представьте, что единой европейской валюты не было, а страны Южной Европы продолжили использовать собственные валюты – лиры в Италии, песеты в Испании, драхмы в Греции и пр. Скорее всего, в этих странах сейчас инфляция не измерялась бы отрицательными числами, хотя вряд ли превысила бы показатели той же Бразилии или Турции.Да, европейская периферия, скорее, выиграла бы от тех же институциональных достижений деятельности ЕЦБ – как и все остальные. Однако предполагать, что политические структуры этих стран развивались бы как-то иначе, не стоит. Южан евровалюта привлекла именно тем, что с собой она несла и ценовую стабильность, которой дорожат северные государства. То, чего периферийным странам не хватало.
Правда, оказалось, что евро – удовольствие дорогое и выигрыш в инфляционном доверии обернулся проигрышем в доверии долговом. При собственных валютах долги этих стран просто обернулись бы высокой инфляцией. А так – дефляция, спад и никакой возможности для маневров. Или это только кажется?