Насколько оправданна печать денег, если деньги нужны для борьбы с бедностью?
В большей части западного мира две весьма успешные инициативы экономической политики подходят к своему завершению. Количественное смягчение, «создание» новых денег центральными банками для приобретения финансовых активов, скорее всего исчерпает себя в большинстве стран уже к концу следующего года. Этот же срок, кстати, является конечным для реализации социальной цели ООН по сокращению крайней нищеты в мире вдвое (Цель развития тысячелетия).
Все – к лучшему
Обе инициативы мир изменили к лучшему. После кризиса 2008 года благодаря количественному смягчению мировая экономика очнулась от обморока в прямом смысле слова. Казалось, уже ничего ее не спасет. А программа борьбы с бедностью стала самым успешным толчком в этом направлении в истории последнего тысячелетия. Правда, достигнутый прогресс находится под угрозой. В развитых странах достаточно прохладно проходящее восстановление отразилось на госрасходах. Испортились и отношения общественности в плане иностранной помощи. Впервые с 1997 года платежи, предназначенные для оказания помощи другим странам, второй год подряд уменьшаются в объемах. Импульс Цели развития пошел на убыль, в то время как сроки окончания программы поджимают.
Что можно сделать?
Вспомнить, что центральные банкиры уже давно рассматривают вероятность использования суверенных денег как священного инструмента политики, который, впрочем, должен использоваться экономно, дабы не спровоцировать инфляцию. Правда святость эта была не так давно оспорена политической реакцией и необходимостью выбора правильного ответа на финансовый кризис. Выбор был сделан – в США, Великобритании, Японии была увеличена денежная масса, в общей сложности на 3,7 триллиона долларов. Что не могло не отразиться на объеме общего физического запаса доллара, находящегося в обращении по всему миру. Отдельный вопрос – можно ли использовать ту же стратегию, которую уже использовали для предотвращения глобальной депрессии, чтобы поддержать прогресс, а заодно уничтожить крайнюю нищету во всем мире. Или еще проще – можно ли взять и напечатать денег, чтобы на них оказывать помощь?
Печать денег одобрена даже инвесторами
Кстати, до финансового кризиса вообще идея банков создавать деньги для покупки активов казалась немыслимой. Меж тем, за последние несколько лет реакция инвесторов была весьма оптимистичной. Цена на золото (актив, который, как было принято считать, защищает от инфляции) несколько подпрыгнула, однако инвесторы обратили внимание на другие активы – те же бумаги с фиксированным доходом и облигации. Да, и акции были прикуплены тоже. Фактически действия инвесторов сказали о возможности быстро принять решение и уверенности, которая «стоит» на двух столпах. Первый – в том, что после того как несколько лет инфляция удерживалась под контролем, центральные банки начали печатать деньги, как только эта самая инфляция стала угрожающей. Второй – в том, что инфляция таки угрозой не стала – и в Штатах, и во многих других странах показатель инфляции остается близким или более низким, чем средние долгосрочные. Кое-где даже слишком низким, но это уже другая тема.
И даже схемы разработаны
Вариаций на тему как увеличить объемы денежной массы, которые можно было бы направить на помощь странам, нуждающимся в этом, уже разработано немало – от прямых «поставок» денег до сложных схем, предполагающих создание счетов с компенсирующими элементами или выпуск бессрочных беспроцентных облигаций. Не забыта также и возможность допечатывания денег, чтобы приобретать облигации государств, которым и направляется помощь. И все чаще в связи с этим говорят, что «печатать помощь» в прямом смысле сути процесса, вполне возможно. И что даже можно это сделать так, чтобы не спровоцировать слишком сильную инфляцию в странах-помощниках. Хотя, если посмотреть на ту же еврозону, инфляционный импульс ей бы, наверное, не помешал.