Будет ли начата ЕЦБ программа количественного смягчения?
Если Европейский центральный банк последует англосаксонской модели и будет скупать в огромных количествах суверенные облигации, будет ли оправданной такая попытка преодолеть кризис евро? Сегодня глава ЕЦБ находится под давлением и не может действовать в полную силу. Однако каковы его возможности на самом деле?
Разная политика, разные результаты
Конечно, Британии подобные вопросы решать куда проще. Финансовая ситуация в стране улучшается, хотя и отстает от положения некоторых государств, членов еврозоны. Но что сравнивать – ведь британский финансовый сектор был одним из наиболее раздутых в регионе, как одним из крупнейших был пузырь недвижимости, и одним из самых высоких – темп роста частного долга. Однако в то время, как большая часть евро-региона по-прежнему страдает от массовой безработицы и стагнации, Великобритания, похоже, выздоравливает, а в текущем году даже ожидается ее рост на целых 3%. К тому же уверенно увеличиваются инвестиции и определенные успехи имеются в секторе недвижимости. А ведь еще 6 лет тому назад ситуация в туманном Альбионе не намного отличалась от ситуации в Испании. И вот, пожалуйста – когда британцы все дальше от кризиса, испанцам было бы достаточно если бы хоть в этом году прекратился спад. В чем разница? В том, что Испания является частью еврозоны, а в Британии финансами правит Банк Англии.
Программа количественного смягчения работает
Говоря о политике Банка Англии, как тут не вспомнить ФРС, которая первой начала поддерживать экономику своей страны солидными финансовыми вливаниями. Уже сменился глава ФРС, а программа количественного смягчения так и не свернута окончательно, только немного уменьшились объемы. А ведь изначально преемница Бернанке Джанет Йеллен ратовала за резкое прекращение «смягчения». Собственно, в этом и есть основной смысл англо-саксонской стратегии – накачивание огромного количества свежей ликвидности на рынки с одновременной девальвацией национальной валюты – чем не способ смягчить последствия рецессии? И в Европе уже немало экономистов говорят, что и ЕЦБ должен последовать примеру англоязычных правительств и таки начать покупать неограниченное количество государственных облигаций, чтобы помочь государствам еврозоны побороть кризис.
Самое время начать?..
Нетерпение финансистов вполне понятно. Чем дольше длится кризис, тем более угрожающим он становится. При этом различия в кредитных рынках внутри еврозоны продолжают оставаться пугающими – испанские и итальянские компании вынуждены оплачивать ставки в два раза большие, чем оплачивают их германские «коллеги», а то и вовсе у них нет возможности занимать. Продолжается и ущемление экономики, все усилия по реформированию и сокращению расходов и меры экономии так и не генерировали спокойный рост. Это ли не время для Центрального банка начать делать то самое «все возможное», чтобы, наконец, дать толчок прогрессу? В целом же подобные вопросы говорят о том, что
политика дешевых денег себя пока не изжила.
Право выбора
Достаточно бросить взгляд через Ла-Манш, чтобы увидеть, насколько Банк Англии поддерживает экономику своей страны. В ходе кризиса банк утроил свой балансовый капитал за счет того, что было приобретено огромное количество суверенных облигаций. Стратегия привела к низким долгосрочным процентным ставкам и ущемлению диктата финансовых рынков. Для сравнения – ЕЦБ удвоил свой балансовый капитал, но его прямое вмешательство в суверенные долговые рынки имело куда менее впечатляющие результаты. И вот теперь у Драги два варианта. Либо он может снова закачать огромные суммы непосредственно в европейские банки, как он это уже делал два года назад – только теперь нужно четко оговорить целевое назначение этих денег, дабы они не осели в карманах банкиров, так и не достигнув своих заемщиков. Либо таки приступить к оптовым закупкам суверенных облигаций.