Экономическая независимость как повод к призывам о сепаратизме
Когда Шотландия отвергла сепаратизм, это стало неожиданностью. До сих пор все было наоборот – с 1946 года количество суверенных государств с 76 выросло до 197. Неуклонное сокращение мировых политических единиц (каковой и является государство), вызывает вполне логичный вопрос – каким же будет идеальный размер страны с экономической точки зрения. При этом все сепаратисты – от Каталонии до юга Филиппин должны понимать, что численность населения страны имеет большое влияние на любой фактор существования этой самой страны, от уровня государственных расходов до ее открытости для торговли. Так считают экономисты.
Настаивая на выходе из того или иного государства, сепаратисты руководствуются самыми разными мотивами. И все же экономический фактор, как правило, в выборе остаться или уйти играет далеко не последнюю роль. Экономисты попытались честно определиться с тем, в каком виде сегодня лучше существовать государствам.
Когда государство велико
Так, к примеру, большой стране легче защищаться от иностранных агрессоров. А еще – когда торговые барьеры становятся непомерно высокими, большой внутренний рынок позволяет переориентироваться на внутреннее потребление. Не стоит далеко ходить за примерами – еще в начале 19 века размеры Америки позволили разработать новые и высокопродуктивные формы промышленности, которые небольшие европейские страны не могли себе позволить аж до падения их себестоимости в 20 веке.
Правда, есть здесь и другая сторона – чем страна больше, тем больше в ней живет людей. Конечно, большие группы населения не всегда означают большое разнообразие – та же Япония больше, но и однороднее, чем, к примеру, Бельгия. Однако порой дело даже не в национальностях или культурах – чем больше страна, тем больше в ней будет политически разрозненных групп. А ввиду того, что голосование общественности все больше становится гетерогенным (разнородным), неразрешимые споры по поводы политики правительства только растут.
Экономическая независимость возможна…
Экономисты полагают, что именно снижение торговых барьеров сделало возможными стремления к сепаратизму, ведь в таких условиях может выжить и маленькое государство. Как ни странно, но именно благодаря Европейскому союзу самостоятельность стала такой привлекательной. Каталонские националисты, например, предполагают, что если их регион расстанется с Испанией, которую он сейчас субсидирует, платя больше налогов, чем получает на расходы, он все равно останется в пределах единого рынка. А под таким соусом подать независимость куда легче. Тем паче, что кризис в Испании и не думает заканчиваться.
…Но стоит дорого
Правда, независимость предполагает и личные расходы. Экономисты подсчитали, что малым государствам приходится больше тратиться на содержание правительства и тому целых две причины. Первая заключается в масштабе затрат на сферы оказания публичных услуг населению. В крупных экономиках стоимость финансовых регуляторов, судов и пр. разделена на большее количество налогоплательщиков. А ведь еще всевозможные парки, культурные институты – все эти составляющие государственности дорого стоят. Вторая проблема в том, что маленьким государствам, распределяя свои бюджеты, приходится быть более щедрым – такова плата за однородность.
Сепаратизм или федерализация?
Впрочем, так ли важно сколько границ образовалось внутри некогда одного государства? Да, может быть, монолитными большие страны больнее не будут – но они и так давно уже не унитарны, многие из них приобрели вид федераций или союзов. Что это дает? Взглянем снова для примера на Северную Америку – казалось бы, у США и Канады общая зона торговли, по большей части общий язык, международный телефонный код и многое другое. Однако эти две страны наторговали друг с другом только 1/10 часть от того, что наторговали между собой американские штаты. Получается, что если рассчитать стоимость национального суверенитета, децентрализация сразу видится более предпочтительным вариантом.
Неразрешимые проблемы
Вот только передача полномочий в отношении распределения государственных доходов из центра в регионы все больше становится камнем преткновения. Хорошо, когда перераспределение происходит между равными в экономическом отношении регионами страны. А если так, как в Испании, где каталонцы вполне аргументировано выказывают недовольство? Конечно, можно было бы вспомнить, что когда-то воссоединение Германии стало возможным за счет полного субсидирования одной части страны другой. Но теперь такие варианты никто даже не рассматривает, полагая, что сепаратизм – лучшее решение экономических проблем.