В Японии появился волшебник?
Когда в 2005 году японская экономика стала демонстрировать хоть какое-то восстановление после многих лет застоя, Харухико Курода написал книгу под названием «Успех и неудача фискальной и денежно-кредитной политики». В ней он подверг критике Банк Японии, который недостаточно жестко проводит свою политику, когда для экономики его страны наступают критические времена. Восемь лет спустя этот человек берет на себя ответственность за действия главной финансовой структуры страны – и в то время, когда японская экономика снова начала сбоить, г-н Харухико Курода получил возможность перейти от теории к практике. И если это чудо у него получится, третья по величине экономика мира сможет снова вернуться к стабильному росту.
Все вторично
В начале своей карьеры Харухико Курода служил помощником японского исполнительного директора в МВФ, а свое экономическое образование получил в Оксфорде. Об этом учебном заведении Курода сказал, что оно научило его выходить в своих требованиях за рамки просто экономических теорий или анализа. Возможно, именно такой политик сейчас и нужен Японии – практическое суждение, здравый смысл и решительность ей обеспечены на ближайшее время. На новый пост Курода заступил как раз в то время, когда японская экономика пострадала от целого ряда факторов. Ее экспорт существенно снизился из-за снижения спроса на ключевых рынках, а внутреннее потребление затруднено дефляцией и падением цен – тенденцией, которая вынуждает потребителей откладывать покупки в надежде на то, что подождав, встретят более дешевое предложение. Свежеизбранное правительство Японии придя к власти пообещало, что экономический рост страны будет возрожден и неоднозначно дало понять, что в этом возрождении немалая роль отводится и Центральному банку. Так, например, действующий премьер-министра дал ясно понять, что будет и далее внедрять стимулирующие меры, которые помимо прочего будут содействовать развитию инфляции. При этом если Банк Японии не будет подходить к решению этих вопросов более агрессивно, премьер даже обещался изменить закон, обеспечивающий независимость главной финансовой структуры Японии.
Планы, ожидания, надежды…
Впрочем, угрожал премьер Банку Японии зря – его новый управляющий уже дал понять, что будет внедрять куда более жесткую политику, чем его предшественник. И уже прозвучали намеки, что как только Курода примет на себя ответственность, центральны банк страны может расширить свою программу покупки активов, направленную на сохранение низких долгосрочных процентных ставок. На парламентских слушаниях Харухико Курода заявил, что считает предпринятые Банком Японии меры по покупке активов недостаточными. И тут же начали высказываться предположения, что под новым руководством центральный банк может начать скупать долгосрочные облигации правительства. Пока что приобретались только те ценные бумаги, срок погашения которых не превышает двух-трех лет. Идея состоит в следующем – банк скупает облигации правительства, а оно, получая живые деньги, использует их на финансирование различных программ экономического стимулирования. И хотя некоторые финансисты осторожно говорят, что такая политика будет попросту означать финансирование правительства центральным банком, тут же в противовес им звучат высказывания о том, что взмахи волшебной палочкой Харухико Курода могут и удастся. И начнется в Японии инфляция, и пойдет вверх экономика, и случится в этой стране очередное экономическое чудо.