Экономика Турции также хрупка и зависима
Британский канцлер говорит, что со стороны развивающихся государств не совсем честно утверждать, что в их бедах виновата исключительно денежная политика, проводимая западно-европейскими странами и США. Впрочем, утверждать, что они сами виноваты в своих бедах, тоже нельзя. Чтобы в этом убедиться достаточно глянуть, ну скажем, на Турцию.
А ведь все шло так хорошо…
Еще год назад, весной, Турция прекрасно шла по пути увеличения инвестиционных уровней и ее затраты по займам падали. Средний класс Турции быстро рос, а правительству наконец-то удалось приручить высокую инфляцию, которая терроризировала страну десятилетиями.Согласитесь, 120% в год – это огромная инфляция. Впрочем, отличаясь крупной и молодой группой населения (самой молодой в Европе), Турция весьма интересовала инвесторов, особенно после того, как в США грянул гром субстандартных кредитов, а в зоне единой валюты начался евро-кризис.
В мае минувшего года Турция выплатила свой последний кредит, который задолжала МВФ. И впервые, после 52 лет пребывания в роли должника, должна была перейти на роль кредитора. Не вышло – аккурат через неделю Бернанке объявил об изменении политики подвластной ему структуры. И все – рынок Турции начал стремительно терять свой вес, а турецкая лира подешевела на четверть.
Экономика Турции проверки на хрупкость не выдержала
В результате Турция попала в «хрупкую пятерку» - вместе с Индией, Индонезией, ЮАР и Бразилией. Ничего удивительного – у государства имеются некоторые черты, которые делают его особо уязвимым к внезапной остановке вливаний краткосрочных капиталов.Более того, говорят, что в некотором смысле Турция и есть самой хрупкой из этих 5 государств. Причем аналитики говорят, что к концу эпохи дешевых денег у Турции будет самый большой дефицит текущего счета и самая высокая доля задолженности перед иностранцами.
Кстати, этот самый дефицит у Турции и без того немаленький. Показатель, широко охватывающий торговые связи стран, в том числе и инвестиционные потоки, в Турции составляет минус 7%. Нет, скажем, в 2011 году, дефицит был больше еще на 3%, однако в любом случае все, что выше 6%, принято считать недопустимым.
И снова все плохо
И Турция снова – вся в долгах. Нет, ее государственный долг относительно невелик – всего лишь 35% от ВВП, зато долги частного сектора увеличиваются чуть ли не в геометрической прогрессии, в частности, долги перед иностранцами. Внешний долг уже эквивалентен половине годового ВВП страны, при этом пересечение этого рубежа будет считаться рискованным. Увеличиваются и краткосрочные долги, которые уже составляют 21% ВВП, причем с 2008 года они увеличились практически вдвое.А тут еще лира… Если она слабеет, то долги, которые Турции приходится платить в долларах или евро, становятся еще более проблемными. Для того, чтобы хоть как-то справиться с этим, центральный банк страны поднял ключевую процентную ставку до 1% (для сравнения – в России этот показатель уже долгое время держится на уровне 8,25%), в попытке сохранить инвестиции в стране и поддержать свою валюту. Правда, как только Штаты продолжат сворачивание своей программы «поддержки», на развивающихся рынках продолжится процесс волатильности.