Дефляция и Центральный банк Швеции – кто кого?
Пока ЕЦБ раздумывает признавать ему факт дефляции или можно дальше делать вид, что ничего не происходит, призрак этого со всех сторон негативного экономического явления замаячил и перед странами Северной Европы. Эксперты говорят, что первой жертвой стала Швеция, в которой индекс потребительских цен в марте снизился на 0,4%. Власти тут же устроили переполох, велев банкам предпринять немедленные действия во избежание ловушки в японском стиле.
Центральный банк Швеции на пути к количественному смягчению
Бывший заместитель главы шведского Центробанка Riksbank заявил, что дефляция вызвана излишне ужесточенной денежной политикой, которую банк вел последние 4 года. Ларс Свенссон призывает сократить ставки на полпроцента, обесценить крону и готовиться к количественному смягчению в крупных размерах.
Банкир напомнил, что Швеция однажды уже балансировала на грани – в 30-х годах дефляция привела к тому, что долговое бремя начало набирать обороты в реальном выражении. Да и сейчас шведские потребительские долги составляют 170% потребительского же дохода, что смело можно назвать самым высоким показателем во всей Европе.
Дефляция правит Евросоюзом
Наиболее активно споры в Швеции разгорелись после того как Евростат опубликовал экономические данные, показавшие фактическое положение – в марте сразу 8 стран Евросоюза, продемонстрировали отрицательную инфляцию от 2% до 0,1%. Пока держатся Нидерланды, однако осталось им, похоже недолго – инфляция в 0,1% должна звучать не тревожным колокольчиком, а набатом.Усугубляет ситуацию в Голландии и то, что потребительские долги велики, а, к примеру, цены на недвижимость упали процентов на 20-25. На практике это означает повторение проблем, постигших американские банки, когда четверть стоимости ипотеки «уходила под воду». Другими словами, недвижимость переставала полноценно играть свою роль обеспечения, так как начинала стоить меньше, чем заемщик был должен банку.
Банк Англии – главное, вовремя спохватиться
Вовремя проведенное количественное смягчение Банком Англии позволило Великобритании избежать крупномасштабного отрицательного капитала. Конечно, цены на жилье в Объединенном Королевстве снизились, однако снизилось и реальное долговое бремя. В итоге это государство вполне может похвастаться самой высокой в Евросоюзе инфляцией – целых 1,6%, хотя это все равно меньше, чем целевой показатель. На сегодня Британия – одна из немногих стран в Европе, которые являются буфером безопасности между регионом и шоком извне.В целом же по тому же региону инфляция снижается широкой полосой – вместо целевых 2%, она теперь еле дотягивает до 0,5%. При этом индикаторы уязвимости уже давно горят красным для Испании, Ирландии, Голландии и Португалии. Пока аналитики надеются, что в апреле данные будут скорректированы и станут выглядеть не так ужасающе, хотя мощную динамику отрицать уже нельзя. И ЕЦБ придется пересмотреть свою бизнес-модель на предмет надежности.
А в это время в Швеции…
А в это время Riksbank в своем последнем отчете признается, что произошло нечто неожиданное – вполне вероятно, из-за общемирового импульса дефляции. Низкий уровень инфляции не может быть полностью объяснен нормальной корреляцией показателей развития компаний, цен и затрат за какой-то временной промежуток. Да и самим компаниям все сложнее становится убедить покупателей в том, что стоимость товаров оправданна. В результате спрос падает, а потому будут падать и цены.Банк пока старается сопротивляться тенденциям, пытаясь обуздать стоимость жилья и потребительского кредитования, однако проще сказать, чем сделать. Особенно если учесть, что сделать нужно так, чтобы не причинить вред производительному сектору экономики. Хотя обвинить Riksbank – один из старейших банков мира – в отсутствии резкости трудно, шведские экономисты всегда были несколько авангардными. Да и в 20-е годы раньше Швеции удалось избежать участи Штатов и большей части Европы благодаря тому, что главный банк очень быстро сменил стратегии и правила.