Политика дешевых денег доживает последние дни?
Финансовый кризис принес с собой начало удивительной и совершенно новой эпохи – эпохи дешевых денег. Еще никогда ранее заимствования не были настолько дешевы и начали эту гонку Штаты. В стремлении поддержать свою экономику и предотвратить ее падение в затяжную рецессию, ФРС опустила процентные ставки до минимально возможных пределов. Вот уже несколько лет ставка рефинансирования в США составляет четверть процента. Достигается такой показатель постоянным масштабным вливанием денег в экономику – главная финансовая организация страны ежемесячно скупала у банков имеющиеся у них государственные облигации. И каждый месяц на это тратилось 85 миллиардов долларов. И вот, похоже, уникальной эпохе свободных средств приходит конец. Хорошо это или плохо?
Политика дешевых денег пошла на убыль
Нет, аналитики советуют пока не говорить о том, что политика дешевых денег себя изжила, и это явление разом исчезнет из наших рынков. Даже Центральный банк США по-прежнему будет покупать ипотечные и государственные американские облигации, пусть и в несколько меньших размерах – расходы были уменьшены на 10 миллиардов долларов. К тому же ФРС дала понять, что надеется на неизменность процентной ставки – или изменения будут несущественными, еще несколько месяцев этот показатель останется близким к нулю. И все-таки, если серьезных потрясений на пути американской резервной системы не произойдет, она начнет построение того экономического мира внутри своей страны, в котором риски оцениваются по стандартным правилам, а процентные ставки находятся на более традиционных позициях.
А ставки все равно растут
Конечно, тот факт, что путешествие в сторону удорожания денег началось именно в крупнейшей экономике мира, не останется без внимания. Ожидается, что в эту же сторону устремится и остальной мир – может, не всегда благополучно и счастливо, но неизбежно. Так, Банк Англии не собирается увеличивать свои ставки в ближайшее время и не имеет намерения на данном этапе сокращать какую-то часть из 375 миллиардов, предназначенных для «поправки» экономики. Однако рыночные процентные ставки большую часть года то и делали, что росли – так инвесторы сделали ставку на возможную нормализацию денежно-кредитных условий. И хотя подобные вещи могут серьезно повлиять на задолженности домашних хозяйств и предприятий, и даже вызвать некоторое беспокойство среди правительств той же Америки или Великобритании - с их огромным долговым бременем и сохраняющейся не меньшей потребности в новых займах - эти перемены являются доброкачественным предзнаменованием.
Пора заканчивать
Почему доброкачественным? Потому, что отражают растущую среди центральных банков и инвесторов уверенность в том, что долгие годы экономической стагнации после большого краха, наконец, заканчиваются. Восстановление самым положительным образом проявляется все в тех же Англии и Штатах – например, в снижении безработицы. Если
безработица в США и меняет показатели слишком медленно, то британская статистика занятости самая лучшая за все последние годы. Вот только как тут не вспомнить о том, что экономика и финансовые рынки все это время были слишком увлечены наркотиком дешевых денег – и слишком долгое время. И теперь неизвестно, вызовет отсутствие этих денег просто временное неудобство, или же обернется настоящими приступами. Зато очевидно, что бесконечная зависимость от свободных денег в конце концов подорвет доверие к возможности платить по счетам, возвращать долги – и к валютам, которые являются своеобразной гарантией. И если не начать замедление процесса уже сейчас, то кто знает, когда еще подвернется удобный для такого толчка экономикам момент.