Всемирный банк ожидают перемены. Не поздно ли?
Как только БРИКС не просто заговорили о необходимости создания собственного банка развития, но и подписали документы, которые четко определяют принципы существования этого банка, сразу же возникли достаточно интересные процессы. С одной стороны – аналитики развитых стран бросились рассуждать, что в такой новой структуре нет вообще никакой необходимости. Совсем. Это, конечно, несправедливо, что такие огромные и имеющие такой экономический вес государства (речь о БРИКС) не имеют достаточно веса в управлении, скажем, тем же МВФ, но так уж сложилось. Как обычно – ничего внятного. На этом фоне достаточно интересно выглядит намерение президента Всемирного банка реформировать подконтрольную ему структуру.
Всемирный банк все еще нужен?
Потребность во Всемирном банке будет всегда. Другой вопрос, что нет необходимости во Всемирном банке, с численностью сотрудников более 10 тысяч человек. Примерно так теперь озвучивают предстоящие реформы в банке, который в числе прочих мировых финансовых институтов стал результатом Бреттон-Вудских соглашений 1944 года. На сегодня банку приходится преодолевать сильное сопротивление «с низов», в процессе защиты своих субсидий на продукты питания или путешествия бизнес-класса – и пока он справляется с этим вполне успешно. И все-таки основной опасностью для президента Джим Енг Кима является излишняя робость.Опоздали?
Как признается сам Ким, банк за свою релевантность начал бороться слишком поздно – теперь, когда большинству его клиентов это просто больше не нужно. Растущий средний класс в развивающемся мире привлекает частный капитал – а потому потребность в заимствованиях у Всемирного банка для таких стран существенно снижается. Сейчас более триллиона долларов ежегодно вливается в развивающиеся государства из частного сектора и основных благотворительных фондов. Официальная же помощь развитию стран, напротив, составляет только 125 миллиардов долларов. А в прошлом году кредиты Всемирного банка и вовсе составили менее 35 миллиардов.Больше объединения
И вот Ким намерен изменить организацию деятельности Всемирного банка – перейти от 6 географических районов до всемирных практик. И перестать разъединять отрасли – здравоохранение, энергетику, сельское хозяйство и управление. Идея в том, что такой подход будет способствовать более трансграничному сотрудничеству. Так, к примеру, специалисты в области энергетики смогли бы давать рекомендации любому правительству из любого региона планеты. Будет сокращен и бюджет – на 8%, а заодно в ближайшие годы Банк уволит около тысячи сотрудников. Это вызвано необходимостью сужения фокуса банка – к 2030 году количество беднейших слоев населения планеты сократится на 40%.Останется ли Всемирный банк?
Переориентация, конечно, полезная – но несколько «просроченная», а потому она должна быть более амбициозной, чтобы принесли ожидаемые результаты. Там, где частный капитал готов вмешаться, Всемирному банку придется сделать шаг назад. А главное – ему стоит пересмотреть свой подход к финансированию государственных проектов.
Вообще – из горстки учреждений, которые родились в результате встреч в Mount Washington Hotel 7 десятилетий назад Всемирный банк этот период пережил лучше всего. По-крайней мере, он все еще относительно важен – вот только для того, чтобы стать по-прежнему актуальным, ему придется сделать больше в плане изменений своей организационной структуры.