Экономические реформы в Китае Ч.1
В конце 80-х профессор Чикагского университета Роберт Алибер предложил (частью в шутку) теорию экономического роста – она предполагала, что в будущем каждая страна будет в течении 15 лет демонстрировать экономический рост. Конечно, профессор имел в виду те государства, которые одно за другим показывали чудеса, прорывы в своем развитии. Насколько профессор шутил, так и осталось тайной. Однако становится очевидным, что те десятилетия высоких темпов роста, кажется, остались в прошлом.
Лидерами стали не все
Впрочем, говорить, что за этот период все развивающиеся экономики сумели пробиться в «богатые» страны, было бы неправильным. Заметных успехов сумели добиться только Южная Корея. Тайвань и Чили (Япония не в счет, она уже к началу своего «чуда» была небедным государством). Вызвано это тем, что даже среди успешных экономик активный рост прерывался долговым кризисом, многолетним отрицательным ростом, «потерянным периодом» в виде слишком медленного роста или растущим долгом. Почему же кому-то удалось совершить прорыв, а кому-то нет? Самый очевидный ответ кроется в том, какие страны когда проводили нужные для роста реформы – кто успел в докризисный период, а кто и уже в период застоя, в любом случае доведенные до конца они позволили правительствам сбалансировать и реструктуризировать свою экономику таким образом, что она могла расти дальше. Если же «местные искажения», часто политического характера, мешали проведению экономических изменений, результат роста так и оставался посредственным.Те самые искажения
У Китая сегодня все те же проблемы. Быстрый рост произошел за счет существенного искажения процентных ставок, заработной платы, валютных и правовых структур, а также от политического захвата выгод от экономического роста. Практически неизбежный результат был сильно искажен в национальном балансе, отмеченном растущим долгом и способности этот самый долг обслуживать. Теперь-то очевидно, что Китаю придется согласовать все эти искажения и восстановить их, что будет очень непросто.Одним из наибольших дисбалансов в Китае является низкая доля валового внутреннего продукта от потребления. Это в полной мере отражает модель роста, которая при «выполнении» нормы сбережений подавляла рост потребления. Делалось это путем эффективной передачи богатства от сектора домашних хозяйств – в частности, за счет низких процентных ставок, недооцененности валюты и медленного роста заработной платы. Все – ради субсидирования и генерации быстрого роста. В результате оказалось, что рост китайской экономики невозможен без поддержания инвестиций на весьма высоком уровне. Более того. высокие темпы роста инвестиций в сочетании со значительным искажением цен (особенно в отношении стоимости капитала), привело к еще большим инвестициям, ставшими чрезмерными. А это спровоцировало неустойчивый рост долга.