От кого зависит восстановление экономики?
Такое ощущение, что аналитики и экономисты, вместо того, чтобы искать выход из сложившегося кризиса, продолжают выискивать кто же в этом кризисе виноват. Впрочем, поиски виноватых объясняют как раз стремлением помочь правительствам – дескать, найдем причину, сможет ее устранить и во всем мире воцарится благоденствие. Вот только согласия в мнениях нет – вот и два экономиста с мировым именем разошлись во мнениях о том, действительно ли на пути к экономическому восстановлению препятствием стоит неравенство.
Неравенство во всей красе
Прежде всего это относится к Штатам, где неравенство представлено в своем классическом виде – 1% населения Америки после кризиса стал владеть 95% дохода. Причем только с 2009 года доходы этого самого «процента» увеличились на 31,4%, в то время как доходы остальных, не вошедших в элитную цифру, выросли всего лишь на 0,4%. Данным, предоставленным Университетом Калифорния, похоже, стоит верить. Вернемся к спорам – конечно, без сознания основной причины медленного восстановления трудно двигаться вперед.
Восстановление экономики зависит от неравномерных доходов
Правда, по поводу того, что именно стало такой причиной, не смогли между собой договориться даже лауреаты Нобелевской премии – Кругман и Стиглиц. Стиглиц утверждает, что именно виды неравенства являются основными препятствиями на пути к экономическому росту. Богатые платят меньше налогов, а потому увеличивающееся неравенство к тому же угнетает и налоговые поступления. Кроме того, бедные, в отличие от богатых, большую часть своего дохода сами же и потребляют. Впрочем, это как раз не новость – впервые на низкую предельную склонность к потреблению со стороны богатых указал еще Кейнс.
Богатые против бедных?
Другими словами, бедные люди имеют меньше располагаемого дохода, потому и тратят большую его часть на предметы первой необходимости – на те же продукты питания, например. Более богатые люди склонны тратить пропорционально меньше своих доходов – просто потому, что у них этих денег больше. А значит, повышение доходов для бедных пропорционально будет генерировать большее потребление. Вот только Кругман утверждает, что доказательств этому не видно. Ведь если оставить в стороне пропорции, то в абсолютных величинах богатые тратят средств куда больше, чем бедные – именно потому, что имеют больше. Простой пример - бедный тратит 20% своих средств при доходе 10 тысяч долларов и тем самым он возвращает в экономику 2 тысячи долларов. Богатый потратит всего лишь 3% - но от заработанных 100 тысяч долларов. В пропорциональном отношении бедный потратил больше, однако в абсолютных цифрах экономика получила больше от богатого.
Корень всех бед
Точка зрения Кругмана заключается в статистическом сравнении – если в определенный момент времени взять двух человек с различными уровнями дохода, то это будет фактическая величина. Однако если доходы повысить, трудно предсказать как изменятся расходы этих людей. Экономисты так и не смогли сойтись на том, насколько важно неравенство в вопросе медленного восстановления. Хотя в одном они все же солидарны – высокий уровень этого самого неравенства является очевидной проблемой и по экономическим, и по социальным причинам. Соглашаются они и с тем, что большинство правительств так и не решили эту проблему, хотя и экономили как могли. В остальном же споры в отношении поиска виновных продолжаются.