Небоскребы мира и экономический кризис
Такое ощущение, что мы имеем возможность наблюдать за бумом небоскребов. Не дает человечеству покоя недостроенная Вавилонская башня, которая по задумке строителей должна была достать до неба. Только за минувший год была построена почти сотня зданий высотой более 200 метров. В этом году в Китае ждут окончания строительства Шанхайской башни, которая должна стать второй по высоте в мире. Королевскую башню строят и в Саудовской Аравии, которая должна быть вдвое выше нью-йоркского Всемирного торгового центра. Казалось бы, что общего у строительных фантазий и экономики стран, эти фантазии реализующие?
Одно время классическим считалось мнение, что строительные амбиции экономике вредят. Тема была спором многих вполне авторитетных аналитиков и экспертов. Впрочем, новое исследование это мнение оспаривает. Аналитики утверждают, что все происходящее не более чем логичная закономерность.
Совпадение?
В 1999 году впервые прозвучал термин «проклятие небоскребов». Эндрю Лоуренс, сотрудник Инвестиционного банка заметил любопытную связь между строительством высоких зданий в мире и экономическими кризисами. Так, открытие Singer Building и Metropolitan Life Tower в Нью-Йорке в 1908 и 1909 годах соответственно совпало с финансовой паникой 1907 года и последовавшей за ней рецессией. Empire State Building распахнул свои двери перед посетителями в 1931 году, а вскоре а Штатах разразилась Великая депрессия, а здание вместо приставки «императорский» получило прозвище «пустой».
В 1996 году в Малайзии были возведены башни Petronas, и открылись они незадолго до начала Азиатского финансового кризиса. Самое высокое здание Дубаи Бурдж Халифа открывалось в 2010 году, в самый разгар последнего кризиса.
Нерентабельная высота
При этом небоскребы мира являются делом весьма прибыльным. Возводя здания вверх, разработчики могут сдавать в аренду больше площадей с одного и того же земельного участка. Но наступает момент, за которым количество этажей перестает быть экономически выгодным. На определенной высоте требуются дополнительные расходы на подъемники и стальное укрепление корпуса здания, чтобы оно не качалось от ветра. И расходы эти обычно больше, чем можно выручить от аренды площадей в таком небоскребе.
Еще в 1930 году экономист и архитектор совместно посчитали, что прибыль любой небоскреб в Нью-Йорке приносил только до 63 этажа. Вряд ли сочетание составляющих изменилось настолько, чтобы начинать считать новую «идеальную»» рентабельную высоту. Так что, новые небоскребы рождаются из-за неумения инвесторов высчитать предполагаемую прибыль? Оказывается, дело не только в деньгах, амбиции играют не последнюю роль.
В 1998 году Дональд Трамп представил план строительства самого высокого жилого здания в мире. Естественно, оно должно было стоять в Нью-Йорке. Свой проект он представил не как какой-нибудь хитрый бизнес-ход, а как исправление исторической ошибки. При этом по его расчетам выходило, что раз подобные проекты привлекают финансирование, значит, финансовые рынки скорректируются таким образом, что здание как минимум станет самоокупаемым.
Трамп в своих иррациональных приступах не одинок. В 2010 году ученый из Университета Ратгерса провел исследование в отношении 458 небоскребов, каждый из которых был как минимум 100 метров высотой. Оказалось, что высота большинства небоскребов действительно зависела от роста населения и наличия рабочих мест. Но во многом влияние оказывало и то, что строительство начиналось во времена экономических бумов – и тогда эйфория диктовала свои условия. Так, в 20-е годы в небоскребах Нью-Йорка несколько этажей достраивали исключительно для того, чтобы они выделялись в городском пейзаже.
Небоскребы мира как вызов
По легенде Вавилонскую башню человечество начало строить в пик своего расцвета. Люди были богаты и могли позволить себе не только мечтать о том, чтобы достать в прямом смысле до неба, но и стремиться к практической реализации этой мечты. Современные небоскребы тоже начинаются на пике экономического роста – когда бюджеты полны, инвесторы получают прибыль и все хотят новых свершений.
Правда, за подобным пиком всегда следует спад – согласно той же легенде Вавилонская башня так и не была достроена. Более того, бог, разгневавшись на наглецов за их гордыню, разрушил ее до основания, а людей меж собой рассорил, отняв у них понимание. Сказка - ложь?
Забывая об осторожности и экономической эффективности, современные застройщики возводят небоскребы, основным назначением которых является удовлетворение – правительства, инвесторов, магнатов. Да, утверждать, что каждый завершенный небоскреб непременно должен навлечь за собой экономический кризис нельзя. Но разработчикам таких зданий стоит перестать быть максималистами - и не давать небу повод усмирять их гордыню очередным экономическим спадом.
И вот что еще интересно – за минувший век больше всего небоскребов было построено в США. Гордится этой стране было чем. Но, похоже, эра гегемонии ее заканчивается – доллар США получает удар за ударом.