Государственные облигации в Европе. Ч. 2 – пути решения проблемы
Эксперты, тщательно проанализировав сложившуюся ситуацию, пришли к выводу, что покупка, к примеру, испанскими банками испанских же государственных облигаций, равносильна тому, что банк все свои деньги выдает в виде кредитов одному предприятию. И такая картина - в каждом европейском государстве. Чтобы избежать концентрации рисков, советники предложили банкам ограничить соотношение имеющихся суверенных облигаций к своим инвестициям в определенных пропорциях. Другая возможность – подкрепление облигаций запасами капитала, который, по крайней мере, будет адекватно работать на сдерживание рисков в долгосрочной перспективе.
Однако если новые правила будут введены, государствам еврозоны придется искать новые пути для финансирования в будущем. Президент ЕЦБ, к примеру, сразу признал потенциально взрывной характер предложений, и рекомендовал их пересмотреть. Сделать это было поручено финансовому консультативному комитету, куда вошли экономисты из разных европейских стран. Сами экономисты комментировать решения Драги отказались.
Закона по-прежнему нет
Чиновники Центрального банка обеспокоены начавшейся дискуссией о рисках системы государственного финансирования, считая, что началась она в неподходящий момент. Глава ЕЦБ переживает, что проблемы у его структуры могут начаться еще до того, как она начнет выполнять функции банковского «надзирателя» - особенно, если риски национального банкротства будут просто проигнорированы, даже в рамках
проверки банков. Волнения Марио Драги должны были закончиться в середине этого месяца, однако и банки, и европейские правительства напрасно ожидали, что закон о суверенных облигациях будет написан и принят. Глава ЕЦБ просто не получил большинства голосов в совете управляющих банком, и план взвешивания рисков, связанных с суверенными долгами на банковских балансах, не был поддержан.
Банки продолжают скупать государственные облигации
Наиболее сдержанно к изменениям стандартов относятся страны Южной Европы. Пока что их банки не имели абсолютно никаких капитальных резервов для поддержания и защиты суверенных облигаций, делая вид, что и нет никакого риска. Между тем, к примеру, итальянский банк Intesa Sanpaolo в свое время приобрел облигаций, выпущенных его правительством, на 100 миллиардов евро. Кредитная политика Центрального банка сыграла свою роль и здесь. В течение многих лет это было снабжение банков еврозоны деньгами с дешевой ликвидностью. Цель была правильной – стимулирование экономики. Вот только те же итальянские банки полученные средства не торопятся использовать для предоставления займов итальянским компания. Вместо этого они еще больше закупили суверенных облигаций, увеличив с 2011 года объемы подобных инвестиций практически вдвое.
За что боролись…
Глава Бундесбанка констатирует, что сейчас наблюдаются те уклончивые реакции, которые были вызваны действиями регуляторов. При этом г-н Вайдман полагает, что вполне достаточно просто изменить отношение к суверенным облигациям, начать относиться к ним так же, как относятся банки к облигациям корпоративным. Ведь в нормальной банковской практике финансовым учреждениям разрешается одной и той же компании выдавать кредиты до определенного объема. Значит, будет достаточно того, чтобы ввести аналогичный кредитный лимит и для государств, в частности в отношении облигаций, ими выпущенных.