Банковский сектор – не такой, каким мы его знаем или Как деньги превратились в долговые расписки?
| БанкиБанковский сектор – не такой, каким мы его знаем или Как деньги превратились в долговые расписки?
Еще в 30-е годы минувшего века Генри Форд говорил – очень хорошо, что большинство американцев не знают как на самом деле работает банковский сектор. Потому, что если бы они узнали, то устроили бы революцию буквально в течении суток. Нечто примечательное произошло на минувшей неделе. Банк Англии наконец-то решил выпустить кота из мешка.
В статье под названием «Создание денег в современной экономике», над которой в соавторстве трудились сразу три экономиста из дирекции Банка, было прямо сказано, что наиболее популярные предположения о том, как работают банки, не совсем соответствуют истине. И вообще текстом этой работы они, по сути, взяли да и отправили все основы экономической теории на свалку.
Как было раньше…
Чтобы оценить насколько радикальной стала новая позиция Банка Англии, стоит рассмотреть традиционные взгляды, которые по-прежнему являются основой для почтенных дискуссий по общественной политике. Люди вкладывают свои деньги в банки. Банки затем одалживают эти деньги под проценты – потребителям или предпринимателям, готовым инвестировать эти же деньги в определенное прибыльное предприятие. Правда, дробная резервная система на самом деле позволяет банкам одалживать значительно больше, чем у них имеется в резерве. И действительно, если собственных сбережений не хватает, частные банки всегда могут обратится за дополнительными средствами к центральному банку.Центральный банк может печатать денег столько, сколько захочет – по крайней мере, у американского Центробанка такие полномочия имеются. Однако приходится соблюдать осторожность, чтобы не напечатать их слишком много, а для правильной оценки эти структуры должны быть независимыми. Если бы правительства могли печатать деньги сами, они бы непременно пересекли черту дозволенного, и инфляция не замедлила бы вбросить экономику в хаос. ФРС, Банк Англии в результате и получили среди прочих обязанностей еще и функцию регулирования денежной массы. Отсюда и запрет прямого финансирования правительств – например, путем покупки казначейских облигаций. Зато финансировать частную экономическую деятельность можно.
Ну, вот так, собственно, и выглядит в нашем представлении мир денег. И это позволяет говорить нам о деньгах так, как если бы это был ограниченный ресурс. И рассуждать, что может «не хватить денег» для финансирования социальных программ, разглагольствовать о безнравственности государственного долга или государственных расходов, которые вытесняют частный сектор.
Что теперь из себя представляет банковский сектор?
И вот Банк Англии утверждает, что все наши представления – это нечто не совсем правильное. Вместо того, чтобы принимать деньги на хранение и преумножение от домохозяйств, а потом кредитовать их, банковское кредитование создает депозиты. При этом деньги центральных банков просто умножаются на ставки кредитов и депозитов.
Все, что мы себе представляли, является обратным. Когда банки выдают кредиты, они создают деньги – ведь по сути и мировые валюты, и региональные, превратились в обычные долговые расписки. Роль центрального банка – в председательстве и наблюдении за правовым порядком, который эффективно предоставляет банкам возможность создавать долговые расписки определенного вида. Те, которые правительство будет признавать в качестве законного платежного средства – своей готовностью принимать их в качестве уплаты налогов.
И ведь нет никаких ограничений на то, столько банки смогут выпустить таких расписок – лишь бы находился тот, кто их возьмет. И пойманы банки никогда не будут – ведь все деньги, розданные в виде кредитов, так или иначе все равно потом окажутся в других банках. В целом, в пределах банковской системы каждый кредит просто преобразуется в депозит. А еще Центробанки, одалживая денег, устанавливают ограничение только на их итоговую стоимость, и не количество.
Получается, что реальным ограничением для денежной массы, находящейся в обращении, является не то, сколько их готов выдать центральный банк, а сколько правительство, фирмы и простые граждане готовы одолжить. А если учесть, что государственные расходы являются движущей силой всей экономики, неудивительным будет, если в итоге центральные банки все же начнут финансировать правительства и это вытеснит частные инвестиции.