Налог на прибыль банков все так же остается спорным. Только споры все жарче
Европейский суд на днях должен рассмотреть поданный Великобританией иск против введения налога на финансовые операции (НФО, уже получивший в миру название «налог Робин Гуда»), который в скором времени будет введен в целом ряде стран ЕС. Правда, похоже, иск будет отклонен из-за своей преждевременности, ведь пока еще даже достоверно неизвестно какая форма налогообложения будет принята и какие операции конкретно подпадут по это самое налогообложение. А потому и судить о том, насколько вредным для национальных интересов той же Великобритании будет налог, достаточно сложно. Равно как и судить о наличии вреда в целом.
Что ж, Европейский суд может готовиться к повторному иску заранее – окончательный вариант правил НФО будет готов еще до выборов в Европарламент, которые состоятся в конце мая. Ведь Европе нужно как-то заинтересовать массы в том, чтобы те, уверенные в продуктивности работы этого парламента, на выборы таки пришли. А массы как раз выступают за то, чтобы банки больше делились своей прибылью, для этого и вводится налог на прибыль банка.
Зачем нужны деньги?
Говорят, что НФО, которым будут обложены банки, является плохим налогом, который к тому же вряд ли позволит пополнить бюджеты какими-то крупными суммами. И все же в определенных кругах он своих приверженцев нашел – любопытно, что некоторые утверждают, что за счет полученных от НФО денег, можно будет оказывать помощь более высокого уровня странам с развивающимися экономиками. Кстати, отсюда и ассоциации с легендарным британским разбойником, который – если верить все тем же легендам – все, что отбирал у богатых, тут же раздавал неимущим.И все это достаточно странно, так как пока что не было никаких оснований полагать, что те 11 европейских государств, которые подписали соглашение о налоге на финансовые операции, действительно намерены отдавать деньги странам из третьего мира. Нет, в каждом случае НФО рассматривался как всего лишь одна из форм общего налогообложения. Да к тому же, имеющая дополнительное преимущество так как взимается со всех операций того или иного банка вне зависимости от того, в какой стране они были произведены. Здесь главное – не территориальность, а участники.
Плох или хорош налог на прибыль банков?
Кстати, и государства, намеревающиеся ввести налог, отличаются хорошо развитым финансовым сектором, а потому, налог этот и банкам, и бюджетам стран будет только на пользу. Это и есть ответ на недовольство некоторых чиновников, возмущенных тем, что налог вводят не только не все члены ЕС, но даже не все члены еврозоны. Впрочем, в его нынешнем виде, этот налог может навредить вообще всем, непроработанный до конца, он легко может подорвать межбанковское кредитование и повышение стоимости капитала в отрасли. И если он останется в том виде, в котором существует сегодня, то будет мешать и высокочастотной торговой игре на бирже.Споры разгораются
В любом случае пока это первая попытка ЕС внедрить широкий общеевропейский налог – потому многие намерены бороться с этими начинаниями всеми доступными способами. Тем паче, что налог в его нынешнем виде будет применяться, кроме прочего, и ко всем ценным бумагам, деноминированным в евро в странах, согласившихся на его внедрение. И ведь затронет-то и не только европейские банки, но и из партнеров по сделкам.Впрочем, в Штатах уже заявили, что из этого начинания не выйдет ничего. Им проще будет запретить все торговые ценные бумаги, выраженные в евро, чем позволить иностранной юрисдикции собирать налоги на деятельность, происходящую внутри их страны. И пока одни европейцы воюют за введение налога Робин Гуда любой ценой, так как это позволит по их подсчетам хоть немного вытрясти из банков денег на восстановление правительственных бюджетов, другие говорят, что в условиях недостаточной ликвидности и иностранных инвестиций, для Европы нет лучшего способа срубить сук, на котором она сидит, чем введение этого налога.