Где Италия возьмет деньги на свою самостоятельность?
Итак, новый итальянский премьер четко указал направление, в котором теперь будет двигаться его страна. Речи его можно сравнить с бунтом, уж очень не него похож отказ и далее следовать указанным кредиторами курсом жесткой экономии, ограничений и прочих мер, благодаря которым итальянская экономика дошла до отчаяния. Свою первую речь в роли премьера Летта и посвятил этой теме.
Речь удалась – вся риторика была направлена на анти-аскетизм. Правда, как-то был упущен момент откуда будет финансироваться новый подход к хозяйствования Италии. И здесь во всей красе встает дилемма, об которую Италия в еврозоне споткнулась не первой – куда легче просто критиковать меры жесткой экономии, чем придумывать альтернативные варианты. И во всем происходящем вырисовываются некоторые ключевые моменты, из которых аналитики а надеются сложить целостную картину:
- правительство Италии откуда-то возьмет еще 6 миллиардов евро в виде налогов. Правда. никаких деталей по поводу того как именно и откуда эти 6 миллиардов появятся. Тем более интригующе эти заявления звуча на фоне настоятельных «рекомендаций» со стороны Сильвио Берлускони, напротив, уменьшить новый жилищный налог или отменить его вовсе. Обойти эти рекомендации у Летта не получится, так как они были главным условием создания коалиции.
- канцлер Германии, разумеется, не смогла оставить происходящее, даже не прокомментировав его. Общий вектор комментариев однозначен. «Мы умрем в одиночку от фискальной строгости. В целом политики больше не могут выжидать наступления роста. У членов Евросоюза кризис легитимности. Есть ли в конце концов необходимость в Соединенных Штатах Европы?»
- Летта полагает, что социальные программы Италии являются недостаточными. В связи с этим он намеревается пересмотреть их в сторону расширения, для предоставления большей помощи женщинам, молодежи и временным работникам. Так, например, предполагается предоставление налоговых льгот предприятиям, которые нанимают молодых работников.
Опять-таки, на счет того, из каких средств будет финансироваться такая без сомнения благая, но очень дорогая политика, нет никаких подробностей. В целом все то, что Летта включил в своей речи в повестку дня, обойдется его стране в 20 миллиардов евро. При этом ни слова не было сказано о приватизации, о том, что на рынках товаров и труда так крайне необходимы реформы, чтобы Италия стала более конкурентоспособной державой. Ни слова не было сказано и о том, каким образом Италия будет (и будет ли) выполнять перед ЕС свои обязательства и поставленные ей задачи. Зато он четко указал сроки, за которые его правительству необходимо добиться некоторых успехов, причем не краткосрочных, а с длительным эффектом. Этот срок составляет 18 месяцев.
Нет, в целом наблюдатели первой речью итальянского премьера остались довольны. По большому счету она не сильно отличается по смыслу от того, что в своей первой речь говорил президент Франции, взойдя на пост – включая комментарии по поводу строгости. Правда, мнение наблюдателей было единым – энтузиазм молодого политика будет точно так же растрачен впустую.