Экономика Кипра – выхода нет? Или есть – из еврозоны?
Прошло всего лишь несколько недель после таких мучительных переговоров по проведению сделки, якобы спасительной для Кипра. В результате этой сделки в стране разрушилась и банковская система, и ее экономические перспективы. После того как первый шок прошел, все тонут в оценке последствий. И понемногу крепнут мнения, что все могло быть и иначе. И что самым лучшим вариантом для Кипра был бы выход из еврозоны. Конечно, если киприоты смогли бы обеспечить дальнейшее сотрудничество с евро-«тройкой». Впрочем, для того, чтобы выяснить что лучше – остаться или уйти – Кипру предстоит проанализировать свои расходы и выгоды от членства в ЕС.
Несметные… убытки
Убытки, которые Кипру придется подсчитать после 13-миллиардной сделки, обещают быть колоссальными. Банковский сектор островного государства был разрушен буквально за несколько дней. При этом второй по величине банк Кипра вообще поделили на 2 части – плохую и хорошую. Хорошие активы, в том числе и 9 миллиардов евро в чрезвычайной ликвидности, на сегодня отошли к Банку Кипра. Держатели облигаций и те, чьи вклады были незастрахованными, понесут немалые убытки, что повлечет невозможность дальнейшего финансирования бизнеса. Впрочем, пока не очень понятно станет ли Банк Кипра «наследником» Лайки банка. Даже если такие планы и были, то ведь и центральный банк страны также особой ликвидностью не отличается. Причем кризис ликвидности на Кипре теперь явление массовое – на фоне усугубления контроля за движением капитала, которые правительство ввело для пресечения попыток вывести депозитные вклады из страны. В результате многие предприятия оказались не в состоянии расплатиться со своими поставщиками. Еще один месяц такой жесткой ликвидности – и банкротство на Кипре станет массовым.
Снежный ком
В банковском секторе Кипра было «укрыто» всего лишь 9% от ВВП этой страны. Тем не менее с ним было связано немало, и немало юристов, бухгалтеров, аудиторов и финансистов также пострадают от банковского коллапса. По некоторым весьма смелым оценкам в круговорот попадет до половины секторов экономики. Полил негатива и МВФ, пообещавший Кипру сокращение экономики на 9% - и это только в этом году. Впрочем, правительство островной державы менее «оптимистично» - по его предсказаниям спад составит 13%. Как бы то ни было стране попросту не хватит сил выкарабкиваться из кризиса в прежнем режиме, и чтобы наверстать упущенное, придется поставить во главу бюджета жесткую экономию. Результатом без сомнения станет бесконечная спираль экономии и рецессий. С другой стороны, одним из вариантов разрешения ситуации мог бы стать выход из еврозоны – и поговаривают, что этот выход был бы менее болезненным, если, конечно, будет хорошо разработан. Впрочем – по прогнозам каждой стране, которая соберется покинуть зону единой валюты, придется испытать дефолт по банковским обязательствам, введение контроля за движением капитала и суверенный дефолт. Из вышеперечисленного первые два пункта Кипр уже испытал на практике, а третий будет неизбежным в любом случае. Только если киприоты так и останутся в еврозоне, то это случится через год-два.
Пособие по девальвации
Конечно, приятного у Кипра впереди мало. Однако если он решится на выход из еврозоны, то уж точно сможет начать печатать собственную валюту. А значит, сможет запустить девальвацию и повышение конкурентоспособности. Так, на острове есть три отрасли промышленности, которые вполне можно было бы сделать более дешевыми для иностранцев. Это недвижимость, на долю которой приходится 12% от ВВП, туризм (7%), и бизнес-услуги (40%). Увы, девальвация-то и является основной проблемой для Кипра – страны, которая большую часть сырья и энергии покупает за рубежом и имеет в запасе валюты ровно настолько, чтобы оплатить это импорт на несколько недель. Единственное утешение – это возможность договориться с МВФ, у которого имеются средства как раз на такие цели. Впрочем, на выход из еврозоны Кипру понадобится «благословение» всех своих кредиторов. А ЕЦБ против, ведь именно ему страна задолжала больше всего и ее немедленный выход обернет этот долг в необратимые потери.