Абэномика празднует годовщину. Пока что первую
Мир продолжает наблюдать за тем, как Япония выкарабкивается из бездны, из двадцатилетней западни застоя и дефляции. Год назад в стране сменился премьер и глава Национального банка. Политик решительно объявил о новом курсе, а экономист во всем его поддерживает. И вот наступил решающий момент для Абэномики, нового экономического направления для Поднебесной. В конце месяца этому течению исполняется ровно год – с тех пор как Абэ пообещал оживление экономики за счет ослабления иены, увеличения расходов, окончания дефляции и продвижения реформ. И вроде бы даже по некоторым пунктам своих обещаний премьер преуспел. По крайней мере иена существенно ослабла, корпоративные прибыли растут, а инфляция возрождается.
Не все по плану
И все-таки новости, приходящие из Японии, пока не очень веселые (впрочем, как и в Европе, к которой
дефляция все ближе). Похоже, к первой годовщине Абэномики, праздновать особо нечего. Так, ранее Минфин страны обещал ей рост в 1,9%. Не вышло – статистические данные говорят, что больше чем на 1,1% рассчитывать к концу года не придется. Данные за третий квартал оказались не такими, как ожидалось. Впрочем, порадовалось правительство величине дефицита текущего счета, который за последний квартал составил 1,2 миллиарда долларов. А экономисты по-прежнему ждут, что рост в текущем квартале тоже замедлиться. Однако подобные заголовки в финансовых СМИ для Абэ сейчас очень нежелательны. Он ведь совсем не хочет, чтобы японские работодатели получили возможность сомневаться в отношении его экономической программы, ну хотя бы на ближайшие недели. Зачем ему негатив в преддверии того, что в начале будущего года представители трудовых коллективов и руководства должны сесть за переговоры о том, какими будут платные пакеты на год. И договориться им придется, ведь это будет влиять на японских рабочих.
… И с работодателями договорится
Премьер во всеуслышание говорит о том, что одним из первых условий успешности борьбы с дефляцией является рост заработной платы. И отдельные компании-работодатели, понимая это, уже соответствующим образом реагируют. Так, руководители Toyota и Hitachi уже пообещали прибавку к зарплате своим работникам. Однако Абэ нужно, чтобы примеру этих гигантов последовали и другие фирмы. Ограниченный успех Абэномики на сегодня является в значительной степени результатом большого увеличения расходов со стороны правительства – а никак не со стороны потребителей, как это было задумано изначально. Однако для того, чтобы восстановление, уже начатое, продолжилось и в будущем году, правительство будет повышать налоги (нужно же как-то решать вопрос с огромным бюджетным дефицитом). В то же время японские предприятия и потребители должны увеличить свои расходы, они должны начать тратить деньги. А там, глядишь, и вырисуется перспективное будущее, и начнут японские компании инвестировать сами в себя, пойдут новые заказы, и маховик восстановления запуститься в полную силу.
Абэномика зависит от потребителя
Говоря о предприятиях, японский премьер не забыл и о своих согражданах. Выторговывая им «зарплату побольше», Абэ в первую очередь преследовал собственные цели. Японские потребители также могут внести свой вклад в развитие родной экономики, однако никто не будет кидаться тратить деньги, если все будут знать, что зарплаты падают и дальше. В текущем году все прошло как и было запланировано, рост, пусть и очень небольшой, но начался – однако произошел он благодаря исключительно действиям правительства. Для того же, чтобы тенденция сохранилась, нужно так или иначе увеличивать потребление семей.
Год - это слишком мало, чтобы все получилось, для масштабных реформ, надо времени побольше. И много терпения, нервов и упорства.