Почему так оптимистичны финансовые рынки?
Этот год для мировой экономики стал крайне необычным – он уже успел охарактеризоваться целым рядом непредвиденных экономических и геополитических событий и колебаний рынков. Похоже, что оставшееся до конца года время тенденция продолжится. Чем обернутся эти изменения в конечном итоге и как отразятся на эффективности государственной политики – ответов пока нет, хотя уже понятно, что без последствий не обойдется. Непонятным остается одно – почему финансовые рынки вели себя так, как будто существуют в совсем ином мире?
Есть ли повод для оптимизма?
Казалось бы, разочарование в росте сразу в двух крупных экономиках – развитой и развивающейся, растущая геополитическая напряженность в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, должны заставить фондовые рынки реагировать соответствующим образом. Однако те устанавливают в этом году рекорд за рекордом.Это достаточно впечатляющее игнорирование множества исторических соотношений, в том числе и разрушения долгосрочной установленной взаимосвязи между производительностью запасов и государственными облигациям. К тому же корреляции соотношения ряда различных классов финансовых активов вели себя нетипично, а порой и вовсе нестабильно.
Европа
Впрочем, на политическом фронте в это же время денежно-кредитные намерения развитых государств вместо былой сплоченности сменяются стратегией отдельных дорог. И пока Европейский центральный банк в своей политике набирает обороты, американская ФРС уже понемногу их убавляет, взяв от количественного смягчения все, что было можно. С этим и вступает мировое сообщество в последний квартал этого года.Особенную напряженность вызывают даже не финансовые дела регионов – последние месяцы до катастрофических масштабов разрослись угрозы геополитических конфликтов и сепаратистских настроений. За стремлением маленьких регионов отделиться кроются большие проблемы не только стран, от которых те хотят уйти, но и проблемы для глобальной экономики. А еще санкционная война, развязанная Штатами и ЕС против России.
А ведь и без таких осложнений более активное восстановление вялой европейской экономики стало бы чем-то сродни подвигу. Для того, чтобы запустить процесс, главе ЕЦБ пришлось пойти на грандиозную сделку с европейскими политиками – те проводят структурные реформы и повышают финансовую гибкость, взамен центральный банк расширит свой баланс, чтобы стимулировать рост и помешать развитию дефляции. И если государства-члены ЕС свою часть сделки не выполнят, банку нести еще и политическое бремя будет очень сложно.
США
По ту сторону Атлантики тоже не все благополучно – ФРС таки сворачивает программу смягчения, и делает это достаточно активно, обещая полностью закончить ее буквально к течении нескольких недель. И тогда американская экономика станет полностью зависимой от процентных ставок и действий политического руководства. И иных способов стимулировать экономику не будет. Осложняет ситуацию и перспектива предстоящих т.н.промежуточных выборов в ноябре.Япония
А в Японии терпение частного сектора в отношении состоящей из 3 частей стратегии Синдзо Абэ, которая была призвана вдохнуть новую жизнь в дышащую на ладан экономику страны, снова будет испытано. Наконец-то ход дошел до проведения структурных реформ в дополнение к налогово-бюджетному стимулированию и денежному смягчению. Вот только если третья часть Абэномики не состоится, неприятие инвесторов увеличится еще больше, что еще больше воспрепятствует стимулированию роста и потугам избавится от дефляции.Могут ли быть беспечными финансовые рынки?
И ведь таких спорных и сомнительных тем вполне достаточно – и все они могут повлечь за собой крах для финансовых рынков, а значит, и убытки для инвесторов. Однако игроки этих рынков старательно обходят все неоднозначные вопросы, отметая риски и игнорируя потенциальную волатильность.Вместо этого они верят в неизменную поддержку центральных банков и в то, что все власти в конечном итоге добьются успеха в преобразовании экономики и политики. Ну, и конечно же, все инвесторы только выиграли от развертывания наличных масс. Да, оптимизм финансистов может оказаться оправданным – однако аналитики насмешливо говорят, что надежды инвесторов чересчур радужны.