Правительство Греции снова на грани
Греческие отношения с «тройкой», представляющей кредиторов, все больше омрачаются таким эмоциями как паника, недоверие, гнев и скрытность. Чувство дежавю – именно то чувство, которое нависло на Грецией, как только она возобновила переговоры, дабы сохранить свою экономику на плаву. Спустя 4 года после начала долгового кризиса Афин взрыв все же произошел – лидеры ЕС вынуждают переписать налогово-бюджетные правила. В итоге недоверие и гнев вернулись, чтобы обострить отношения Греции с кредиторами.
За шаг до революции
Один из высокопоставленных правительственных греческих чиновников сказал, что кредиторы просто настаивают на безумной политике. Если
Греция воплотит хотя бы половину из предлагаемых мер, в стране наступит революция. Настолько ли кредиторы слепы, что этого не замечают? В Брюсселе по этому поводу другое мнение – там возникло ощущение возврата в 2010 год. А в Греции тем временем действующий премьер пытается совладать с хрупкой коалицией. Большинство становится все меньшим, оппозиция становится все более враждебной к жесткой экономии, а правительству нужно отчитываться по весьма спорным счетам. И все это - на фоне необходимости представить на днях бюджет на будущий год.
За что проголосует правительство Греции?
На очереди и голосование по новому налогу на имущество, который затронет фермеров с их земельными владениями. Рядом с ним – законопроект о снятии запрета на возврат залога. Отмена амнистии для банковского имущества, срок действия которой истекает аккурат в конце текущего года, имеет решающее значение для денежных потоков кредиторов и умирающего греческого рынка недвижимости. Впрочем, споры по поводу этого законопроекта еще продолжаются. Ведь именно благодаря ему многие греки, оформившие до кризиса ипотеку, все еще не оказались на улице. Теперь же банки смогут отбирать залоги и реализовывать их. Если учесть, что после настойчивых требований не прошло и 10 дней, уверенности в том, что даже депутаты правящей партии будут голосовать за эти меры, нет ни у кого.
Критическая точка
Впрочем, больше всего греческие официальные лица беспокоятся по поводу перспективы еще большего сокращения расходов, что означает сокращение зарплат и пенсий, повышение налогов. Неумолимые этапы затягивания поясов – цена спасительных средств в сумме 240 миллиардов евро – с начала кризиса и без того сократили расходы греков на 40%. При этом ВВП страны сократился на 25% и это является самой крупной послевоенной корректировкой в западной истории. Похоже, правы те политики, которые говорят, что Греция достигла «критической точки». Экономисты – даже те, кто критиковал правительство за небыстрые реформы – теперь рассуждают о том вреде, который нация наносит своему финансовому прогрессу. Так, профессор, отвечавший за экономическую политику в рамках предыдущего технократического правительства, утверждает, что нет никаких шансов для стабилизации экономики, если кредиторы будут продолжать настаивать на все большем сокращении. Собственно, к стабильности греческая экономика приблизилась уже сейчас, однако она легко может от нее отдалиться, если меры по ее сокращению продолжаться. А ведь по сути и самим-то кредиторам, чтобы получить обратно свои деньги, нужно сделать все, чтобы гарантировать стабильность и дальнейший рост. Интересно, что большинство таких рассуждений заканчиваются выводами, что Греции требуется еще один кредит, совсем небольшой – буквально в 2 миллиардов евро.