Иена продолжает падать. Но теперь уже с одобрения G-20
Управляющий Центральным банком Японии Харукико Курода получил международное одобрение своему плану по активизации процессов экономики. И поговаривают, что это должно придать ему смелости продвигаться вперед со своей кампании для победы над 15-летней дефляцией. Чутко реагируя на признаки замедления мировой экономки, группа из 20 руководителей финансов и руководителей центральных банков вчера наконец огласила свою оценку в отношении принимаемых Банком Японии мер, основной целью которых является достижение 2%-ной отметки инфляции за 2 года. Зеленый сигнал Япония получила – «большая двадцатка» решила, что поддержка Японией своего внутреннего спроса достаточно важна, чтобы они могли игнорировать ее побочные эффекты, которые неизбежно будут отражаться на их собственных экономиках.
Все – «за»
Курода с той встречи теперь просто излучает оптимизм, говоря, что поддержка G-20 дает ему еще больше уверенности для проведения соответствующей денежно-кредитной политики. Меж тем поддержка сопровождалась предупреждением, что мировая экономика снова начала слабеть и что для ее укрепления требуется уже значительно больше. В итоге «двадцатка» усилила давление на еврозону – чтобы избежать очередной рецессии. Заставив Куроду повторить свое обещание воздерживаться от конкурентной девальвации, группа ключевых промышленных и развивающихся стран приняла план Банка Японии удвоить свою денежную базу путем покупки облигаций собственной же страны, даже если это будет и далее подрывать иену.
Падение иены
За последнее полугодие стоимость японской валюты благополучно сократилась на 20% и уже четвертый день держится на самом низком уровне с апреля 2009 года. Экономисты надеются, что инфляция станет стимулировать рост Японии и пробудит, наконец, этого спящего гиганта. Больше всего ослабление иены помогает крупным японским экспортерам – автопроизводителю Mazda Motor, на долю которого приходится самый большой объем экспорта, корпорации Sony, также получающей 70% своих доходов за пределами отечества. Однако если снижение будет чрезмерным, оно может спровоцировать напряженность в торговых отношениях. В то же время министр финансов Японии утверждает, что падение иены стало всего лишь побочным эффектом, который направлен на уничтожение дефляции.
Побочные эффекты
Желая выразить опасения, что стимулирование в одной стране может запросто создать проблемы в другой (а то и в других), заставляя их против воли изменять свои обменные курсы и перенаправлять потоки капитала, G-20 заявила, что не будет выпускать из виду возможность возникновения непредвиденных негативных побочных эффектов, которые могут стать следствием длительных периодов смягчения финансовой политики Японии. Так, например, южнокорейский министр финансов заявил, что дешевая иена «заботится» только о своей экономике и призвал развитые страны к подготовке к упорядоченному выходу из программ количественного смягчения.
Европа борется
Вызов экономической экспансии был слишком слабым – и политики «двадцатки» сказали, что еврозоне придется укреплять свои денежно-кредитные и банковские объединения. А США и Японии нужно наметить планы по консолидации бюджетов в сторону активного сальдо торгового баланса, что должно стимулировать внутренний рост. Европейский спад также был одной из основных тем обсуждения на переговорах, равно как и необходимость ускорить реформы. И хотя в Штатах заявляют, что рост спроса в Европе имеет решающее значение для роста глобального, президенту ЕЦБ пока что приходится признавать, что в 17-национальной «евро»-экономике пока что не видно никаких улучшений.