Как в Европе налоги собирают. Ч.2
После того как встреча представителей стран ЕС по вопросу налогообложения состоялась, один из еврокомиссаров признал, что был этой встречей «разочарован». Теперь он возлагает надежды на то, что вопросу будет решен, если будет донесен до глав правительств. Однако есть подозрения, что даже если на предстоящем саммите ЕС какой-то прорыв по вопросу преследования отдельных налоговых правонарушителей и будет достигнут, вряд ли практические дела хоть немного будут реализованы.
Сплошные убытки
И все же действовать на налоговом фронте европейцам придется срочно. По оценкам Еврокомиссии казну ЕС «не доходит» около триллиона евро в год – и все благодаря уклонению от уплаты налогов. Первыми забили тревогу немцы, в казну которых недопоступает 160 миллиардов евро. Причем виноватых нашли быстро – большая часть денег теряется в результате манипуляций международных корпораций, которые сознательно пользуются лазейками в законах. Когда вся Европа возмущалась по поводу того, что Кипр подавился своим крупногабаритным банковским сектором, германский министр финансов объявил бизнес-модель островного государства провальной. Однако на практике налоговый демпинг является частью основной деятельности некоторых стран ЕС.
Кто во что горазд
Впрочем, жесткая конкуренция за наиболее благоприятное бизнес-налогообложение бушевала в Европе в течении многих лет. С середины 90-х средняя налоговая ставка снизилась с 35,3% до 23,0%, при этом наиболее привлекательные условия сейчас в Болгарии. Здесь с предпринимателей возьмут всего лишь 10% и прибыли. Ирландия и Кипр занимают только второе место, установив налог на уровне 12,5%. Бронза в этом списке досталась Латвии и Литве, которые удовлетворились 15%-ным налогом на предпринимательство. Впрочем, не стоит думать, что официальные ставки отражают истинную картину. Так. теоретически на Мальте предприниматели должны бы платить налог в размере 35%, однако на практике, благодаря всевозможным скидкам и льготам, величина налога может составлять и 5%. У Бельгии и вовсе есть собственный специальный инструмент для привлечения бизнеса, которые подразумевает налог с собственного капитала компании. Разумеется, бизнес на такую возможность среагировал немедля, перемещая свои капиталы в Бельгию, дабы снизить свою налоговую нагрузку.
А зачем такие законы надо было принимать? Сами виноваты, потому что все прекрасно понимают, кто и как лоббирует эти законы, чтобы можно было от налогов уходить законными способами.