5.10.2019 00:50
Негативный вклад внешних ограничений в экономический кризис в России 2014 года экономисты и участники рынка оценивают примерно в 55%. Оставшуюся часть обеспечило сильное снижение стоимости нефти в 2015 году и структурные проблемам экономики накопившиеся в государстве в целом. Иными словами, в 2014-2015 годах мы наблюдали сочетание ряда неблагоприятных факторов, и влияние внешних санкций играет здесь одну из ключевых ролей. В настоящее время острая фаза экономического кризиса миновала, и наступил период относительной стабилизации – считают эксперты.
Яков Шляпочник, независимый финансовый консультант и предприниматель:
«С точки зрения бюджетных показателей текущее состояние РФ лучше, чем было до 2014 года. Ситуация улучшилась в 2017 году, что совпало с повышением цен на нефть, существенным укреплением среднегодового курса рубля и общим улучшением состояния экономики. В целом санкции заставляют правительство «жить по средствам». Адаптация к режиму внешних ограничительных мер заняла около 2 лет. Теперь у государства имеется запас прочности в части резервов на 2-3 года при сопоставимом ухудшении макроэкономической ситуации».
Счет текущих операций и торговый баланс за время санкций стабильно положительные, как и вывоз капитала частным сектором. Статистика указывает на резкое сокращение обязательств резидентов в 2014-2015 годах по причине проблем с рефинансированием внешних займов. Банки до сих пор продолжают их возврат. В этом плане острые проблемы также наблюдались в течение 2 лет. «Финансовый сектор до сих пор находится под угрозой ужесточения санкций. Он остается уязвимым, в том числе и по технологическим причинам (SWIFT, и т.п.)» – комментирует Яков Шляпочник, - «В целом все макроэкономические показатели РФ резко ухудшились в течение 2015-2016 годов. Реальный сектор испытал на себе негативный эффект от санкций с задержкой от полугода до года. Острый период кризиса в нем также продлился около 2 лет. Относительное улучшение ситуации наступило в 2017 году».
Что дальше?
Эксперты сходятся во мнении, что в дальнейшем мы можем увидеть целевые ограничения в отношении компаний из разных секторов экономики – таких как оборонный комплекс и технологии. Яков Шляпочник считает, что новые ограничительные меры против добывающих отраслей РФ возможны в случае серьезного ухудшения повестки вокруг торговой войны США и Китая, а также ухудшение отношений с Евросоюзом, поскольку это крупнейшие внешнеторговые партнеры страны. Более болезненный сценарий заключается в ограничении расчетов за экспорт российского сырья в иностранной валюте. Однако подобные меры пока маловероятны до момента налаживания отношений США с Ираном. Иначе на мировом нефтяном рынке появится еще одно похожее крупное несговорчивое нефтедобывающее государство, что сейчас нежелательно.