4.03.2021 20:27
Автомобильная промышленность России столкнулась с новой проблемой. Выпуск многих моделей машин в обозримом будущем может стать невозможным или по крайне мере будет существенно затруднен. Причиной тому является дефицит микросхем. В первую очередь речь идет о компьютерных компонентах для систем класса ЭРА-ГЛОНАСС, блоков управления силовым агрегатом, тахографов и панелей управления приборами. Эти же микросхемы используются при производстве мультимедийных систем автомобилей, многочисленной кузовной электроники и некоторых других цифровых агрегатов.
Следует отметить, что производство микросхем – крайне дорогой, долги и исключительно высокотехнологичный процесс. Большинство автомобилистов даже не представляет, насколько сложная производственная цепочка стоит за такой, казалось бы, мелочью. Полный цикл производства одной отдельной микросхемы может занимать до полугода, без учета времени, затрачиваемого на добычу, переработку и производство сырьевых материалов. Важнейшим этапом в создании любой микросхемы является выращивание кремниевых кристаллов. Хотя выпускают их огромными партиями, процесс этот небыстрый. Что особенно критично в условиях, когда производство останавливается хотя бы на несколько суток.
Ключевая проблема рынка микросхем же заключается в том, что сегмент изрядно подкосила пандемия коронавируса. Из-за проблем на финансовых рынка, а также многочисленных ограничительных мер весной 2020 года ведущие автомобильные концерны сократили производство машин. Вместе с тем было сокращено и количество заказов на микросхемы. Опасаясь кризиса перепроизводства, предприятия стали замораживать мощности. Спустя почти год после этих событий оказалось, что заводы не могут оперативно вернуться к докризисному показателю выпуска микросхем. Закономерным образом такой поворот событий стал причиной образования дефицита комплектующих на рынке.
На данный момент дефицит еще не нанес серьезного ущерба отечественному производству. В первую очередь по причине того, что компании начали использовать имевшиеся у них на складах запасы микросхем. Тем не менее, если ситуацию с производством не удастся выправить в ближайшее время, то есть не нулевая вероятность остановки целых заводов. Вопрос о том, каким образом в такой ситуации сложится судьба многочисленных сотрудников таких предприятий – остается открытым.