26.07.2021 17:00
Простой обыватель, глядя на цены на бензин чаще всего прибывает в состоянии серьезного недоумения. Ведь в большинстве случаев, чтобы не происходило на сырьевом рынке, стоимость производных из нефти только растет. Дорожает бензин, дорожает и дизель. Происходит это даже тогда, когда стоимость нефти обваливается до каких-то безумно низких значений. В большинстве случаев главным виновником такого развития ситуаций становятся всевозможные государственные механизмы регулирования цен.
Смысл их сводится к двум основным моментам. В условиях высоких цен на ресурсы, государства при помощи специальных налогов получают дополнительную прибыль в бюджет. В условиях низких цен на ресурсы, государства при помощи дотаций «вынуждают» поставщиков производить горючее для внутреннего рынка, а не гнать всю нефть на экспорт с целью получения сверхприбыли. Таким образом поддерживается хрупкий баланс сил, а цены за редким или растут, или стагнируют.
Не так давно европейские специалисты исследовали рынок горючего в разных странах. В качестве эталона сравнения была взята цена на бензин марки Аи-95. Исследователи ознакомились с положением дел в 32 европейских государствах. По результатам работы экономисты составили рейтинг стран с самыми низкими и самыми высокими ценами на горючее. Так, наиболее дорогим бензин оказался в Нидерландах – 162 рубля 3 копейки за один литр, Дании – 150 рублей ровно, Португалии – 147 рублей 8 копеек. Самый дешевый бензин при этом оказался в бывших советских республиках. На первом месте все еще находится Казахстан, здесь 1 литр Аи-95 обходится в 34 рубля 3 копейки. На втором месте оказалась Россия – 49 рублей 1 копейка. Замкнула тройку лидеров Беларусь с показателем 58 рублей за литр.
В заключение остается отметить, что цены на горючее вызывают недовольство не только у населения, но и у крупных промышленников. Правда их они волнуют по большей части в обратном значении. Производители бензина в России уже не первый год жалуются на то, что цена на русский бензин внутри страны – неоправданно низкая. Крупный энергетический и топливный бизнес всячески критикуют действующий сегодня демпферный механизм регулирования цен и предсказуемым образом требует его отмены. Не так давно данный вопрос был вновь поднят на государственном уровне. Правда пока говорить о каких-либо существенных подвижках в обсуждении данного вопроса не приходится.