23.06.2023 23:36
Гражданская авиация России оказалась одной из тех областей хозяйства, которая в числе первых угораздила под новый экономические санкции стран Запада. Еще в 2022 году было принято решение об упрощении процедуры «канибализации» самолетов с целью ремонта и технического обслуживания все еще функционирующих машин. К сожалению, на сегодняшний день у отечественного авиастроения нет ни ресурсов, ни мощностей, ни достаточно образовательной базы для подготовки достаточного числа специалистов. Все это означает, что в ближайшие несколько лет Россия скорее всего не сможет заметить импортную авиатехнику гражданского назначения.
В таких условиях остро встает вопрос о том, как долго смогут протянуть уже эксплуатирующиеся самолеты. Давать какие-либо долгосрочные прогнозы на этот счет отечественные специалисты и представители отрасли не берутся. При этом большинство специалистов убеждено, что «запас прочности» у гражданской авиации России все-таки есть и составляет он около 5 лет. По словам представителей отрасли, стране во многом повезло, так как на момент введения иностранных санкций львиная доля купленных РФ самолетов Boeing и Airbus были фактически новыми. Однако, важно понимать, что с каждым годом пригодных для эксплуатации машин будет становится все меньше. Сегодня же главная проблема в обслуживании машин вроде Boeing и Airbus заключается даже не в сложностях с запчастями, а в нехватке подготовленных соответствующим образом кадров умеющих работать с импортными машинами.
Возможен ли переход России на отечественные самолеты? В будущее отечественные специалисты смотрят с оптимизмом. Однако, они же подчеркивают, что переход на машины российского производства в любом случае не будет быстрым и простым. Так, самолеты МС-21 начнут использовать в коммерческих целях только через 2 года – в 2025. А вот, что будет на рынке гражданской авиации через 4-5 лет – сегодня не скажет уже никто.