Экономика Турции сильно пострадает от политических волнений
И все-то у Турции было хорошо. И экономика от кризиса пострадала не сильно. И несмотря на то, что основные потребители ее экспорта – европейцы сейчас существенно снизили потребление, продажи турецких товаров и услуг не сильно уменьшились, а только сменили рынки. И только Турция начала примерять к себе образ европейской «восходящей звезды», как начались неприятности. И вроде неприятности эти – политической направленности, ведь акции протеста проходили именно против правительства. Однако турецкие финансовые рынки приготовились к убыткам, и говорят, что титул «звезды» ей теперь достанется не скоро.
Снижение
Политический кризис в Турции грянул в ну очень неподходящий момент. Все развивающиеся рынки сталкиваются с мощным давлением, с внезапным оттоком капитала, который забирают те, что больше всего не готов рисковать из-за дефицита торгового баланса и политических рисков. И вот – лира уже падает до своего минимального за 17 месяцев показателя. Доходность турецких облигаций растет, увеличившись уже на 40 процентных пунктов. И говорят, что с турецкими активами творится что-то неладное, и каждый день обещают начало торгов на турецких биржах с резкого падения.
Экономика Турции слишком уязвима
В течении прошлого десятилетия Турция восседала на пьедестале лидеров среди развивающихся стран. Ее экономика растет – по прогнозам и на будущий год рост составит не менее 4%, таким образом позади останутся Бразилия и Россия, однако дисбалансы растут. Так, представитель Capital Economics говорит, что показатель риска, которым пользуется его компания, предполагает, что именно Турция из всех развивающихся рынков является наиболее уязвимой и чувствительной к экономическому кризису. Основное беспокойство в отношении Турции кроется в том, что она может пойти по пути ЮАР, а та уже понесла большие потери в результате столкновений.
На грани
Ну а пока Moody's повысило турецкий статус инвестиций в прошлом месяце, ссылаясь на то, что государственный долг снизился до 36% от ВВП, долг был переведен из иностранной валюты в лиру, срок погашения долга был увеличен до 4,6 лет, а переход на ядерную энергию уменьшил зависимость страны от импортных энергоносителей. Однако в агентстве не преминули заметить, что внезапный и устойчивый отток иностранного капитала может отбросить Турцию назад, к нежелательной категории долга. Так, у Испании и Ирландии до кризиса тоже был очень невысокий уровень государственного долга – и чем все закончилось? Тем, что правительствам этих стран пришлось заплатить за то, что натворили их банки и застройщики. Capital Economics заявляет, что у Турции есть все шансы повторить «подвиг» стран еврозоны, если не будет наведен порядок с внешними долгами ее компаний. Г-н Джексон утверждает, что турецкие кредиторы являются боле уязвимыми, чем Lehman до кризиса. Так внешний долг банков Турции сейчас находится на самом высоком за последние 20 лет уровне.