12.02.2021 14:27
Эпидемия коронавируса, ограничительные меры и экономический кризис 2020 года закономерным образом привели к снижению потока туристов как из России, так и в Россию. Январь минувшего года оказался едва ли не худшим первым месяцем за последние 10 лет в этом отношении. В частности, Россия потеряла много китайских туристов, которые традиционно входят в топ-5 иностранных гостей страны.
Лишь в конце прошлого года в негативной тенденции наметились первые позитивные моменты. В итоге январь 2021 стал в целом положительным месяцем для отечественного бизнеса, завязанного на иностранных гостей. Совокупные траты иностранных туристов составили 2.4 млрд долларов США, увеличились таким образом на 11% по сравнению с результатом 12-месячной давности. Это отличный показатель, так как по данным Сбербанка России за январь-декабрь 2020 года совокупные туристические расходы иностранцев в России упали почти на 15% в годовом выражении. Худшим месяцем стал апрель 2020, когда падение расходов иностранцев достигло отметки минус 74%.
Анализируя ситуацию с иностранным туристами специалисты принимают во внимание не только сферу услуг. Речь также идет о потребительской торговле. Активнее всего в России закупаются граждане из стран СНГ. В январе 2021 года по сравнению с аналогичным месяцем 2020, траты жителей бывшего СССР на покупки одной только одежды и обуви в магазинах РФ подскочили на 88%. Специалисты ВШЭ небезосновательно считают, что такое поведение туристов во многом обусловлено недавним обвалом рубля. Напомним, что на протяжении почти всего 2020 национальная валюта России слабела на фоне удешевления нефтяных котировок. Это привело к тому, что продавцы были вынуждены снижать цены на многие популярные товары.
Ряд независимых исследований указывает на то, что количество денег, оставленных туристами в магазинах специализированной розничной торговли в начале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилось в 58 раз. Абсолютным лидером в этом отношении является подразделение «детская одежда», следом по популярности идут «товары для детей». Интересно и то, что согласно популярным исследованиям, эти же направления розничной торговли стали одними из самых доходных в России в год коронавируса.
Что же касается наиболее активных в России в финансовом плане иностранцев, то пока пальму первенства держат граждане КНР. На долю поданных Поднебесной по данным ВТБ приходится почти 82% всех покупок.